Местный исполнительный орган возглавляет аким является представителем Президента и Правительства Республики

 Исполнительная ветвь власти самостоятельна и независима в отношениях с законодательной и судебной властями.

Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты, вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности».

 

 

Функции правительства

· разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;

· разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

· вносит в Мажилис проекты закона и обеспечивает исполнение законов; организует управление государственной собственностью;

· выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента и др. Заметим, что, в отличие от компетенции Парламента, Конституцией предусмотрен открытый перечень полномочий Правительства, которое «выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента». Также из вышеуказанного перечня видно, что предмет и сфера деятельности органов исполнительной власти отличаются от деятельности органов других ветвей власти. Основное же назначение Правительства — это организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов. Функция исполнительной власти «состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых непосредственно народом или его представительными органами».

 

Что касается компетенции акима, то она выражается в следующем:

· разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

· управление коммунальной собственностью;

· назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных и исполнительных органов;

· решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

· осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством республики.

Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов имеют ряд особенностей, которые свидетельствуют о сложности этих отношений. Прежде всего отметим, что взаимоотношения маслихата и акимата строятся на основе принципа разделения их функций и полномочий.

Так, Конституцией Республики, до принятия изменений от 21 мая 2007 г., был предусмотрен такой порядок, когда представительные органы не оказывали никакого влияния на кадровую политику акима. Назначение и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов осуществлялись Президентом лично, хотя от эффективной работы этих лиц зависело выполнение задач, стоящих перед маслихатами. Здесь же надо отметить, что акимы областей, города республиканского подчинения и столицы назначались на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра. А акимы иных административно-территориальнных единиц назначались в порядке, установленном Президентом Республики. При этом Президент вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности. Как видим, участия в назначении акимовмаслихаты не принимали никакого.

Нормами Конституции Республики в последней редакции предусмотрено, что акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Депутаты маслихата по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов могут поставить вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности перед Президентом Республики либо перед вышестоящим акимом.

Наряду с этим маслихаты могут принимать участие в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, на местах появился новый центр политической силы в лице депутатов маслихата, которые, в свою очередь, несут наряду с акимами ответственность за судьбу регионов перед своими избирателями и Президентом страны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: