ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины (модуля)«Методика и техника педагогических исследований» является подготовка будущих магистров к постоянному и синхронному научному поиску на основе применения инновационных, результативных и эффективных стратегий и тактик научного познанияна базе практической методологии педагогической науки. Дисциплина призвана сформировать компетенции исследовательской деятельностив учреждениях среднего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования, являясь поисковой основой для формирования научного педагогического сознания.
Задачи дисциплины выражаются в том, чтобы научить будущих магистров:
· выявлять сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
· анализировать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию профессионального образования;
|
|
· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении;
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);
· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям
· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).
Изучениеметодов научного поиска является важным не только для понимания и осмысления актуальных целей и смысла образования, но и длясоздания новых смыслов, так как стремительно изменяющаяся социальная действительность порождает новые цели деятельности и вызывает обновление прежних целей, а также обновление содержания, методик и технологий образования. С одной стороны, научные педагогические исследования – это анализ и синтез различных взглядов, концепций совершенствования образования, т. е. теории и практики воспитания и обучения человека в изменившихся условияхкак целостного существа, а с другой стороны, – изучение положительного опытаобразования в различных типах образовательных организаций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ магистерской программы
Дисциплина «Методика и техника педагогических исследований» входит в структуру профессионального цикла М.2дисциплины по выбору студента. Для изучения дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Поэтому изучение дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» основывается на таких учебных дисциплинах, как«Общая и профессиональная педагогика», «Методология и история педагогической науки». «Педагогическое проектирование», «Современные проблемы профессионального образования», «Научно-исследовательская работа». В процессе изучения дисциплины используются междисциплинарные связи с психологией, философией, культурологией, социологией.
|
|
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимые для успешного освоения данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):
2.1. Из дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»:
Знать:
·подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;
·сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
·теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в образовательных организациях профессионального образования;
·актуальные проблемы учебно-воспитательной практики;
·основы организации мониторинга для диагностирования личности рабочего (специалиста);
·профессионально-педагогическую лексику;
·способы профессионального самопознания и саморазвития;
·структуру, функции и основные направления развития системы профессионального образования.
Уметь:
·выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
·развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
·организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях по профессиональной подготовке рабочих и специалистов (ПК-3);
·организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
·анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5).
Владеть:
·приемы анализа компонентов целостного педагогического процесса;
·приемы целеполагания в профессионально-педагогической деятельности;
·приемы построения компетентностной модели рабочего (специалиста).
Из дисциплины «История и методология педагогической науки
Знать:
·особенности научного мышления и знания;
·основные периоды в развитии методологических оснований науки;
·основной логико-категориальный состав научного мышления;
·уровни и методы научного познания;
·эвристику научного поиска;
·научные традиции и научные революции;
·проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках;
·профессиональную этику ученого.
Из дисциплины «Современные проблемы профессионального образования»
Знать:
·объективные и субъективные проблемы профессионального образования;
·пути и способы разрешения проблем в профессиональном образовании;
·современные требования к уровню профессионального мастерства, формируемого в профессиональном образовании;
Уметь:
·осмысливать и формулировать диагностические решения профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности (ОК-14);
·вести дискуссию в проблемном поле профессионального образования;
·применять профессиональные знания о проблемах отраслевого образования в рациональном осмыслении эмпирических данных и в разработке собственной концепции в научном исследовании;
|
|
·анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) на уровне модели (ПК-4);
·анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-5);
·анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);
·анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) на уровне модели (ПК-21);
Владеть:
·понятиями и категориями проблемного поля профессионального образования;
·теоретическим уровнем профессионального научно-педагогического мышления;
·приемами поиска рациональных путей решения проблем в профессиональном образовании;
2.4. Из дисциплины «Научно-исследовательская работа»:
· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);
· исследовать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);
· анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);
· выявлять сущность профессионального становления будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);
· формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-5);
· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11);
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) (ПК-21);
· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);
|
|
· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· методы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
· методы выявления и анализа подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
· технологию анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
Уметь:
· анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
· анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов);
· анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);
· определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач научно-исследовательской деятельности;
Владеть:
· приемами анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
· приемами оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;
· приемами анализа современных отраслевых (производственных) технологий для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).
Вместе с тем, дисциплина «Методика и техника педагогических исследований» является основой для осуществления будущими магистрами диссертационного исследования. Профессиональные компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплины, необходимы для написания магистерской диссертации и прохождения этапа обучения в магистратуре – «Итоговая государственная аттестация».