Тема 4. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика

1. Определите понятие «аппарат научного исследования», дайте его содержательную характеристику. 

2. Назовите основные признаки прикладных исследований в педагогике

 

Тема 5. Понятие «метод» педагогических исследований

1. Определите понятие «научный метод» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель.

2. Обоснуйте комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение принципиально новых научных знаний.

3. Назовите характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился.

Тема 6. Теоретические методы педагогических исследований

1. Определите типы методов научного познания.

2. Обоснуйте классификацию методов и их разделение н философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные.

3. Охарактеризуйте общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

 

Тема 7. Эмпирические методы педагогического исследования.

1. Дайте характеристику эмпирическим методам педагогического исследования. 

2. Обоснуйте эмпирические методы как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования.

3. Охарактеризуйте наблюдение как метод сбора педагогической информации.

4.Обоснуйте возможности беседы как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. 

5. В чем заключается специфика методов изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта?

6. Определите предназначение, возможности и границы применения метода эксперимента в педагогическом исследовании. 

 

 

Тема 8. Методы и техники исследования возникновения предпосылок образования

1. В чем заключается методическая ценность педагогического наследия исследований предпосылок образования.

2. Охарактеризуйте методологию и методы исследования воспитания в условиях «продленного детства» и стилей воспитания. В чем заключается их педагогическое наследие?

3. Обоснуйте исследовательское значение теоцентрической, социоцентрической, натуроцентрической и антропоцентрической моделей образования.

4. В чем заключается исследовательское значение традиционных концепций происхождения воспитания: эволюционно-биологическая теория (Дж. Симпсон) и психологическая теория (П. Монро). 

5. Охарактеризуйте исследовательское значение зарождения воспитания как особого вида деятельности.

 

Тема 9. Методы и техники исследований истории образования

1. В чем заключается исследовательское значение основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования?

2. Определите исследовательскую ценность основных направлений современной зарубежной педагогики.

 

 

Тема 10. Методы математической статистики в педагогических исследованиях

1.Определите основное содержание комплекса математико-статистических методов обработки.

2.Обоснуйте классификацию задач и математических методов их решения.

3.Обоснуйте основную задачу исследования и выбор математико-статистического метода обработки данных для ее решения.

4. Охарактеризуйте методы математической статистики в педагогических исследованиях.

5. Определите основные понятия математической статистики: «средняя арифметическая, «медиана», «дисперсия», «среднее квадратичное отклонение», «меры связи между переменными» (корреляция).

6. В чем заключается статистическая проверка научной гипотезы? 

7. Охарактеризуйте многомерные методы анализа данных.

8. Обоснуйте необходимость статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований. 

9. Охарактеризуйте процедуру шкалирования. 

 

Тема 11. Методика проведения педагогического исследования

1. В чем заключается сущность методики проведения психолого-педагогического исследования?

2. Охарактеризуйте замысел, структура и логика проведения педагогического исследования.

3. Назовите основные этапы педагогического исследования. 

4. Обоснуйте структуру методики психолого-педагогического исследования.

5. В чем заключается сущность программы исследования.

6. Охарактеризуйте обработку и интерпретацию полученных результатов исследования.

7. В чем заключается сущность систематизации результатов.

8. Что включает в себя процедура апробации результатов исследования?

9.В чем заключается сущность внедрения разработанных положений и идей в педагогическую практику.

10. Какие этапы предусматривает оформление результатов научного труда?

11. Изложите основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала.

12. Назовите основные виды изложения результатов исследования.

13. Обоснуйте методы написания текста научной работы: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

 

Тема 12. Педагогическое мастерство интерпретации, апробации и внедрения результатов педагогических исследований

1. Что такое педагогическое мастерство исследователя.

2. Какие преимущества дает педагогическое мастерство и культура исследователя?

3. Назовите основные характеристики научной работы

4. Перечислите основные черты профессиограммы педагога-исследователя.

5. Какова роль научной добросовестности и этика исследователя в достижении научных результатов?

6. Охарактеризуйте основные черты искусства общения и культуры поведения педагога-исследователя. 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований», связь с другими дисциплинами (Тоценко Е.Н.).

2.Сущность и структура дисциплины «Методология и методы педагогических исследований».

3. Методологические основы педагогического исследования. Методология и основные закономерности курса, его связь с другими курсами.

4. Методология как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. 

5. Методология педагогики как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

6. Компоненты психолого-педагогического исследования – проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения (Трусова Т.А.).

7. Основные признаки и функции педагогики как науки. Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

8. Основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности, единства исторического и логического, принцип системности.   

9. Аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Основные признаки прикладных исследований: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов.

10. Понятие «научного метода» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель, как комплекса различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний». Характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился): объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

11. Методы научного познания. Классификации методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания: методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.

12. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

13. Классификация методов (по В. П. Кохановскому): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

14.Эмпирические методы педагогического исследования. Метод изучения педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Использование метода как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования.

15. Наблюдение как метод сбора педагогической информации.Особенности наблюдения как научного метода: направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксация; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

16. Разновидности наблюдения: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое «инкогнито»; констатирующее и оценивающее; неконтролируемое и контролируемое (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальное и экспериментальное; полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (в экспериментальной ситуации) (Кадникова Е.В.).

17. Беседа как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. Правила применения метода беседы. Опросные методы в структуре педагогического исследования. Преимущества и недостатки опросных методов. Разновидности опросных методов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрия, тестирование. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта: изучение педагогической документации, контент-анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент. Зондирующий и проверочный эксперимент. Сравнительный и перекрёстный эксперимент. Классический и многофакторный эксперимент.Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Этапы проведения педагогического эксперимента (Трусова Т.А.).

19. Методы исследований основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования.

20. Исследования основных направлений современной зарубежной педагогики: дидактические концепций: традиционная социопедагогическая парадигма (Ж. Капель, Ч. Е. Финн); рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер), феноменологическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). Концепции теории воспитания: социологизаторский подход (социальная педагогика), биопсихологический подход (экзистенциалистская педагогика, новое воспитание, гуманистическая психологическая школа).

21. Методы математической статистики в педагогических исследованиях. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Меры связи между переменными (корреляция). Статистическая проверка научной гипотезы. Оценки генеральных параметров. (Быкова)

22. Многомерные методы анализа данных (факторный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование и другие). Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований. Обеспечение массовости и представительности (репрезентативности) объектов изучения. Шкалирование. Виды группировок: типологическая, вариационная и аналитическая. Приёмы итогового обобщения данных: таблицы, диаграммы, графики. (Быкова)

Методика проведения психолого-педагогического исследования. Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Структура методики психолого-педагогического исследования. Программа исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Систематизация результатов (Кадникова Е.В.).

24. Апробация исследования.Внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала: концептуальная направленность, сущностной анализ и обобщение, аспектная определенность, сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций.

25. Основные виды изложения результатов исследования: диссертация, научный отчёт, монография, курсовая работа, квалификационная работа, учебное пособие, тезисы научных докладов, научная статья, рецензия, методические рекомендации, депонированная научная разработка. Методы написания текста научной работы: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Педагогическое мастерство и культура исследователя. Педагогическое мастерство исследователя. Научная работа как исключительно напряженный, творческий труд, требующий полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности. Профессиограмма педагога-исследователя. Научная добросовестность и этика исследователя. Искусство общения и культура поведения педагога-исследователя (Тоценко Е.Н.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: