Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова

   «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как то военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»….

   Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача её искусных государственных людей и опытных генералов.

…Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной гениальной идеей- максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Петр Великий.

…Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

 

64. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе?   Укажите его рамки под каким названием вошёл в историю этот период?

65. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II   (укажите не менее четырёх реформ).

66. Как оценивает автор эпоху Екатерины II?    Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений).

67. Императрица Екатерина II во внутренней политике вдохновлялась идеями французских просветителей.

Назовите три мероприятия (реформы) Екатерины II, соответствовавшие идеологии Просвещения.

68. Сравните внутреннюю политику Петра Iи Екатерины II

  Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий)

69. Сравните восстания под руководством С. Разина и Е. Пугачева.

   Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий)

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1-3

Из записки. Потемкина о необходимости присоединения Крыма:

    «Крым положением своим разрывает наши границы... Положите же теперь, что Крым ваш и что нет уже сей бородавки на носу - вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других. Всякий их шаг тут виден. Со стороны кубанской, сверх частых крепостей, снабженных войсками, многочисленное войско. Донское всегда тут готово. Доверенность жителей в Новороссийской губернии будет тогда несумнительна, мореплавание по Черному морю свободнее.
      А то извольте рассудить, что кораблям вашим и выходить трудно, а входить еще труднее. Еще вдобавок избавимся от трудного содержания крепостей, кои теперь в Крыму на отдаленных пунктах...

      Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить вас не может, а только покой доставит. Удар сильный - да кому? Туркам: это вас еще больше обязывает, Поверьте, что вы сим приобретением бессмертную славу получите, и такую, какой ни один государь в России еще не имел. Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море, от вас зависеть будет запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду...»

70.  К какому периоду российской истории относится данный документ? Какие события предшествовали написанию записки? В каком году было осуществлено «приобретение Крыма»?

71. Используя знания из курса истории, назовите последствия присоединения Крыма к России.     Укажите не менее трех положений.

 

72. Назовите основные направления и важнейшие события внешней политики России во второй половине XVIII века.

Каковы были итоги внешнеполитической деятельности России этого периода?

73. Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.

 1. Екатерина II проводила новаторскую политику, основанную на идеях французских просветителей.

2. Екатерина II, по сути, продолжила внутреннюю и внешнюю политику своих предшественников, начиная c Петра I.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить к каждой точки зрения.

74. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

1.Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма»

2.Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года.

«Жалуем сим именным указом … всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…, повелеваем сим … указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах – оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь…».

75. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачева? Кто был правителем в этот период?

76. Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачева?  Как в документе предлагалось решить судьбу дворянства?

77. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачев?  Назовите не менее трёх положений.

 

78. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние о пе­ри­о­де 1762-1796  гг. ис­то­рии Рос­сии.

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии.

                                       



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: