Уровни движущих сил поведения

Движущие силы человеческого поведения можно разложить по уровням:

· Миссия, ценности (уровень духа)

· Рациональность: разумное понимание, решения, планы, правила и договоренности. "Надо" (уровень ума)

· Желания, внутренние чувства, мотивы, интересы, потребности. Хочу (уровень души и тела)

· Эмоции, установки (уровень души)

· Страхи (уровень тела)

· Автоматизмы, привычки, инстинкты, рефлексы. (уровень тела)

С точки зрения мотивации все движующие силы человеческого поведения

удобно разбить на три группы:

· Позитивная мотивация или самомотивация (желание, миссия)

· Негативная мотивация или самомотивация (боль, страх, запрет)

· Организация жизни, создание​ и выстраивание ситуации (обстоятельства, автоматизмы - задают рамки).

Мотив - главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии «Надо», жизненных целей и ценностей. Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании «Надо» и своих жизненных целей и ценностей.

РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА, ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Реакция организма - это непреднамеренные изменения функционального состояния человека и автоматически вытекающие из него действия, ответственность за которые на человека не возлагается.

Обкакался - это неприятность, но это не поведение человека,

А «реакция его организма».

Реакцию организма отличают от поведения,

Которым называют

преднамеренные слова и действия человека,

И ответственность за которые возлагается на него.

«Смеется на уроке» - за это уже могут поставить два за поведение, даже если тебя смешил сосед. Считается, что свой смех ученики на уроке уже контролировать могут.

Поведенческие реакции - это то, что относят, с одной стороны, к поведению, но с другой стороны, за что ответственность человека уменьшают или снижают.

"Это не я начал обзываться, он первый начал!"

ПОВЕДЕНИЕ

 

Поведение человека (в узком смысле)направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Поведение организма - внешне видимые, как правило моторного характера действия, движения и реакции животного или человека, рассматриваемого как организм.

Виды поведения

Существует много классификаций поведения. Различают социальное, телесное и психологическое поведение. С другой стороны, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем - творческое), намеренное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное.

Поведение и поведенческая парадигма в психологии

Авторская, личная ответственность возлагается только за действия, которые признаются свободными. Соответственно, поведением человека в узком смысле слова называют только его свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма.

Факторы, влияющие на поведение человека

На поведение человека влияют самые разнообразные как внешние факторы (время дня, окружающие люди, ситуация), и факторы внутренние (биология человека - генетика, физиология - состояние здоровья, психология человека - настроение, привычки, способ мышления).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность - осмысленные и целесообразные действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей. Это целесообразное, осмысленное, серьезное и многосоставное дело, в отличие от развлечений и интересов, рефлексов и элементарных операций.

Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

Целесообразность деятельности - это вопрос о том, двигаетесь ли вы к цели или нет. «Есть ли смысл?» - это вопрос о том, сколько (много или не очень много) ценного (нужного, требуемого) вы получите. Целесообразность относится к целям, смысл - к ценностям. Если поведение - осмысленные и целесообразные действия, за которые человек отвечает, как их автор, то деятельность - поведение, которое производит что-то социально значимое. В том, что делает человек, может быть смысла и мало, и много. От бессмысленных дел стоит переходить к целесообразному, следить за осмысленностью и восходить к миссии.

Трое рабочих везут тачки, до верху нагруженные камнями.

Вопрос: "Что ты делаешь?"

Первый ответил: "Не видишь, что ли? Вожу эти проклятые камни, горбачусь!" (Не знаю, зачем. Потому что сказали. Бессмысленная деятельность).

Второй сказал: "Деньги зарабатываю" (Знаю, зачем - себе ради денег. Есть целесообразность, житейский смысл ). Строю храм (Знаю, во имя чего, ради какой высокой ценности: миссия ).

Виды деятельности различаются на основе того, где (в рамках чего) происходит и что конкретно производит та или иная деятельность. Ребенок играет - говорят о игровой деятельности, человек занят предпринимательством - говорят о предпринимательской деятельности, крыса ищет выход из лабиринта - говорят о поисковой деятельности.

Кроме того, по форме осуществления различают внутреннюю и внешнюю деятельность, совместную, предметную и так далее. Каковы временные рамки деятельности? Если речь идет о деятельности отдельного человека, то от трех минут до времени взрослой жизни. Дело менее трех минут уже за дело не считают, а в старости обычно дела меняются на подведение итогов и воспоминания.

Деятельность побуждается мотивами (желаниями и потребностями как их представительством в сознании), стимулами и мотиваторами. Деятельность побуждается мотивами, но простраивается постановкой цели, планом, тактикой и стратегией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: