Методический комментарий к изучению основных разделов учебника

Литература. 5 класс

Компетентностный подход подразумевает последовательное формирование у учащихся интеллектуально и личностно обусловленного опыта социально-профессиональной жизнедеятельности, основанного на знаниях: понимание целей своей деятельности;

· умение контролировать свою деятельность;

· вовлечение эмоций в процесс деятельности;

· готовность и способность обучаться самостоятельно;

· поиск и использование обратной связи;

· самостоятельность мышления, оригинальность;

· критическое мышление;

· готовность решать сложные вопросы;

· готовность работать над чем-либо спорным;

· готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

· отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

· способность принимать решения;

· способность к совместной работе ради достижения цели;

· способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

· способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

· способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и др.

 

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.

 

В учебнике используются три основных типа текста:

- тексты литературных произведений – большие по объему тексты (Э.Т. А. Гофман «Щелкунчик», М.М. Пришвин «Кладовая солнца») даны с сокращениями;

- теоретические тексты – помещены в начале каждого раздела, обозначают основную теоретическую идею данного раздела. После этих текстов обязательно приводится задание («Проверь себя…»), в которые вынесены ключевые для данной темы слова и словосочетания. Цель этих заданий – расширить лексический запас учащихся, тем самым помочь им выполнят устные задания. Кроме того, в рабочей тетради приведены задания, включающие эти выражения в активный словарь пятиклассника. Их целесообразно делать в классе;

- текст об авторах – краткие биографии писателей. В тех случаях, если творчество писателя изучается из класса в класс (Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Некрасов, Тургенев, Бунин, Есенин, Платонов, Астафьев, Зощенко) приводится только информация, актуальная для изучения конкретного произведения. На этапе 8-9 классов эта информация суммируется в целостную картину.

В случае, если к изучению данного автора программа больше не возвращается (Шварц, Гофман, Пришвин, Гаршин, Дефо, Грин, Казаков, Лондон), в учебнике дается краткая, но целостная информация о писателе. Она может быть дополнена по усмотрению учителя.

В конце каждого раздела приводится подраздел Внеклассное чтение. В нем дан краткий биографический текст о писателе, а также текст о предлагаемом к изучению произведении и задания к нему. Тексты для внеклассного чтения могут быть выбраны учителем самостоятельно, но идейно-художественно они должны быть связаны с другими произведениями раздела.

В учебнике представлена следующая система заданий:

 – задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

 – вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

 – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

 – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;

 – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

 – задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

 – задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;

– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее). 

 

Необходимо объяснить пятиклассникам цели вопросов и заданий, предваряющих чтение текстов. Возможно, они никогда раньше не встречались с подобными заданиями. Выполнение этих заданий обязательно. Они являются мотивационным фактором, нацеливают учащихся на осмысленное чтение, актуализируют необходимые для понимания прочитанного знания.

Таким же обязательным является выполнение задания «Проверь себя». Возможно, учитель посчитает необходимым обратиться к этому блоку заданий сразу после чтения текста. Это правильно! Только введение выделенных нами слов и выражений в активный словарь школьников поможет пятиклассникам верно интерпретировать прочитанное и строить свои рассуждения.

Следует вдумчиво читать вопрос или задание. В самой его формулировке выделен ведущий вид деятельности, необходимый для выполнения задания.

«Найди в тексте ответ на вопрос» – предполагается, что пятиклассник выделяет в тексте необходимый для ответа материал, а не отвечает на поставленный вопрос приблизительно, «своими словами».

«Объясни…» – ученик строит свой ответ как текст-рассуждение, адресуя его не столько учителю, сколько одноклассникам или вымышленному человеку, недостаточно хорошо разбирающемуся в данной проблеме.

«Попробуй…» – не стоит бояться подобной формулировки. Данные задания нацелены на формирование компетенции, связанной с самостоятельным решением сложной задачи. Здесь важен не только результат, но и сам процесс работы над выполнением задания, само желание заняться осуществлением данной деятельности. Главное условие: выполнение задания не может быть оценено положительно, если его выполняли дома родители. Подчеркнем: важен процесс, а не результат!!!

«Сделай вывод», «поясни свою мысль» – уже в пятом классе учим детей строить текст-рассуждение (главный вид текста в заданиях ЕГЭ по всем гуманитарным предметам), не поощряем демагогию, а формируем умение аргументировать свои мысли.

Большие по объему эпические произведения предполагают их обязательное самостоятельное чтение учащимися дома. Учебный план по литературе и требования стандарта не дают, к сожалению, возможности читать произведения целиком на уроке. Методика «медленного чтения» в данном случае используется только при анализе фрагментов произведения на уроке. Сложившаяся ситуация, безусловно, лишает учителя возможности уделять большое внимание развитию техники чтения пятиклассников (ведь не секрет, что выпускники начальной школы, увы, не обладают сформированными в достаточной степени навыками беглого и выразительного чтения). Полагаем, что на помощь школе в данном случае должны прийти родители. Объясните им, что организованные дома часы семейного чтения, домашние конкурсы на лучшее чтение вслух, элементарное прослушивание чтения ребенка не потребует от занятых родителей много времени, зато принесет прекрасны плоды, ведь сформированная читательская компетентность – залог успешности ребенка не только в школе, но и в жизни.

Учебник содержит разнообразные задания ко всем представленным в нем текстам (текст об авторе, текст о произведении, текст художественного произведения). Задания перед текстом являются обязательными. При желании учитель может заменить их другими, в большей мере соответствующими особенностям класса, уровню его литературной обученности, конкретным педагогическим задачам. Но игнорировать эти вопросы нельзя. Задания перед текстом создают необходимую мотивацию для его чтения и осмысления, нацеливают пятиклассника именно на изучающее (а не на ознакомительное чтение). Если выполнение заданий перед текстами войдет в систему, учащиеся со временем научатся самостоятельно формулировать цели и задачи предстоящего чтения, что будет являться залогом его эффективности.

Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам.

Задания повышенной сложности не являются обязательными для выполнения. Однако они позволяют работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии: проектный метод, личностно-ориентированное обучение, метод развития критического мышления через чтение и письмо и др. Моделировать на основе этих заданий нетрадиционные по форме уроки. Обратим внимание: стремясь получить хорошую оценку, пятиклассники зачастую «передоверяют» выполнение этих заданий родителям. Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей, но нельзя оценить высоко несамостоятельную работу.

Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения. Научим пятиклассников не только понимать, что требуется от них в задании, но и уяснять последовательность действий при его выполнении. Так если в задании сказано: «Найди в тексте доказательства утверждения…», ответ на вопрос необходимо именно ИСКАТЬ в тексте, а не давать приблизительный пересказ нужного фрагмента. Если задание начинается со слова «Расскажи…», предполагается, что учащийся не просто перечисляет факты, называет события или героев, а строит развернутое монологическое высказывание. Попутно заметим, что необходимо обучать пятиклассников строить адресное высказывание: рассказывать не «в пустоту», а обращаясь к слушателям, стремясь сделать свой рассказ понятным и интересным им.

В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как написать аннотацию». Ссылки на эти памятки встречаются в учебнике всякий раз, когда выполнение задания требует обращения к рекомендациям памяток. Приучим к этому детей. Хорошо, если у учителя появится возможность перенести памятки на лист большого формата и поместить его перед глазами учащихся в течение всего года работы по данному учебнику литературы.

Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе. Рекомендуем учителю не игнорировать эти задания, не облегчать работу учащихся по поиску толкования слов в словаре, любыми способами актуализировать в речи пятиклассников новые слова. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.

Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками. Это требует от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то, что написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы. Учащиеся должны осознать, что без чтения сносок полноценное постижение смысла прочитанного текста невозможно.

Материал для уроков внеклассного чтения, представленный в учебнике, связывает единой методической идеей тексты для обязательного изучения и тексты для самостоятельного чтения. Учитель может заменить предложенные авторами тексты и задания к ним другими, в бо́льшей степени соответствующими его индивидуальным педагогическим задачам.

Обратим внимание учителя, что эпические произведения большого объема представлены в учебнике в сокращении. Это объясняется ограниченностью учебного времени, с одной стороны, и психолого-возрастными особенностями читателя-пятиклассника, с другой. Однако в случае, если часы на изучение литературы увеличены за счет школьного компонента, а учащиеся в начальной школе получили хорошую подготовку по предмету, целесообразно организовать чтение этих произведений в полном объеме.

Помощь в работе над большими эпическими произведениями (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик», М.М. Пришвин «Кладовая солнца») окажут вопросы, разделяющие фрагменты текста. Подобные вопросы могут использоваться как на уроке, так и для самоконтроля во время домашнего чтения.

  

Методический комментарий к изучению основных разделов учебника

Часть I. 

Литература как искусство слова (1 час)

Вопрос (с.5) На какой предмет из курса начальной школы похож предмет литература?

  Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста.

Задание «Проверь себя» (стр. 6).

Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!

Реальность и вымысел

Фольклор

 

Методический комментарий. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания, позволяющие формировать коммуникативно-речевые умения пятиклассников. Зачастую начальная школа не выполняет задачу формирования этих умений, а без свободного владения речью невозможно постижение литературного произведения.

Поэтому возьмем за правило:

· большие по объему тексты читаем дома, но читаем выразительно в классе необходимые для анализа фрагменты;

· категорически не принимаем односложные ответы. На уроке литературы надо рассказывать, рассуждать, читать выразительно (в том числе наизусть);

· учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;

· при оценке ответа опираемся на приведенные в приложении памятки. Приучим учащихся пользоваться этими памятками при выполнении коммуникативных заданий;

· учим пятиклассников слушать. Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

Задания, нацеленные на работу с иллюстрациями, устанавливают общность и различие между разными видами искусства. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Отметим особо: иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.

В задании Объясни, почему процесс задания фольклорного произведения сравнивается с работой пчёл (стр. 9) учащиеся впервые встретятся с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». Следует обратить на это внимание пятиклассников. От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представит вымышленного собеседника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: