Роман, повесть, рассказ

Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями? – вот небольшой перечень вопросов, которые могут использоваться в процессе анализа повести Дж.Лондона. Почему это небольшое по объему произведение относится к жанру повести, объясняется в статье «Роман, повесть, рассказ» (с. 76-77).

Также материал учебника предлагает сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание с.225). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание с. 225).

Произведения М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).

Расширить имеющиеся знания позволяют рассказы из цикла «Лелька и Минька» М.М.Зощенко. В процессе работы над этими произведениями учащиеся знакомятся со способами создания комического. Перед ребятами можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного). Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание с.245). В помощь учащимся даны авторские рекомендации. Пятиклассники на своем опыте смогут понять, как тяжело создать по-настоящему смешное произведение.

В качестве письменной работы, завершающей изучение раздела, можно порекомендовать следующее задания: сопоставить рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (задание на с. 161);

 

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

На уроках литературы

Объясним некоторые принципиальные подходы к пониманию содержания коммуникативной компетенции, целей, задач, способов ее формирования при изучении литературы.

Коммуникативная компетенция, как потенциальная характеристика «человека общающегося», успешно взаимодействующего с людьми, представляет собой комплекс знаний и умений, необходимых для эффективной речевой деятельности.

Уникальность учебного предмета «литература» состоит в том, что

- его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их неразрывной взаимосвязи;

- предметом и средством обучения на уроке литературы является текст. В частности, в данном учебнике представлены три типа развернутых текстов; тексты заданий; иллюстрации и элементы оформления как компоненты поликодового текста; на уроке создаются устные тексты (ученика и учителя); письменные тексты ученика и т.д;

- коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.

Сказанное позволяет утверждать, что эффективное развитие коммуникативных умений учащихся происходит, если учитель максимально использует коммуникативные возможности урока литературы и целесообразно организует учебную (речевую) деятельность школьников. В связи с этим полагаем, что сложившаяся в практике преподавания литературы традиция выделять специальные уроки развития речи и выполнять специальные упражнения для развития речи, неэффективна и противоречит сущности данного учебного предмета.

Методический аппарат данного учебника продуман следующим образом:

- отсутствуют задания, которые не способствуют коммуникативному развитию школьников;

- создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.

Основное внимание при реализации задачи формирования коммуникативной компетенции школьников необходимо уделить  следующим принципам и приемам работы:

- развивать все возможные формы диалога, учить формулировать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать позицию собеседника. Все задания учебника позволяют организовать диалог на уроке. Особо отметим задания, мотивирующие школьников к инициации диалогического общения за пределами школы (Спроси у старших…). Учитель по своему усмотрению может организовать выполнение задания в паре или группе,  смоделировав таким образом дополнительные варианты речевого взаимодействия учащихся. Хорошо, если на уроке будут использоваться элементы дискуссии, в таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итог обсуждению (см. например задание на стр. 180 (I часть): Достойна ли Оксана, на твой взгляд, царских черевичек? Объясни, почему ты так думаешь. Если в классе сложились разные точки зрения, организуйте дискуссию.)

Очень эффективным способом речевого развития является анализ образцов. Литературные тексты представляют многообразие диалогов. Уделим особое внимание наблюдению за речевым поведением персонажей. Например, ответим на вопрос (стр. 188, I часть): Что помогло не поссориться Насте и Митраше? (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»);

- обучать школьников самоанализу собственного речевого поведения (рефлексии). Это обязательный этап речевой деятельности, от умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность ее совершенствования. В учебнике представлены, в частности, такие задания, способствующие развитию рефлексивных умений школьников:

Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднений обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из текста? Какая информация оказалась уже известной?;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: