Глава 1. Общие требования к выполнению выпускной квалификационной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке, выполнению, оформлению

И защите выпускной квалификационной  работы для студентов

ТОГАОУ СПО  «Педагогический колледж г. Тамбова»

 

Тамбов

2015 г.


Методические рекомендации утверждены педагогическим советом ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова», протокол № 4 от 28 января 2015г.

 

 

Составители:  Шаталова А.В.,  Малышкина А.Ж., заместители директора, Дробышева А.А., Тарасов В.Е., Ечевская О.В., Шигорева М.В., преподаватели ТОГАОУ   СПО «Педагогический колледж г. Тамбова».

 

 

Рецензент: Шаталова О.А., директор ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова».

 

 

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для специальностей:

49.02.01 Физическая культура

49.02.02 Адаптивная физическая культура

44.02.01 Дошкольное образование

44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

39.02.02 Организация сурдокоммуникации

39.02.01 Социальная работа

20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

54.02.05 Живопись (по видам)

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Методические рекомендации описывают основные положения, связанные с подготовкой и выполнением выпускной квалификационной работы. В пособии сформулированы требования к содержанию и оформлению, определены этапы её выполнения, даны рекомендации по процедуре защиты, а также прилагаются критерии оценивания выпускной квалификационной работы.   

Методические рекомендации предназначены для студентов колледжа всех форм обучения, а также могут быть полезны рецензентам, консультантам и руководителям ВКР.

 


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 6

2.1. Объем структура выпускной квалификационной работы.. 9

2.2. Содержание выпускной квалификационной работы.. 9

ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 13

3.1. Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы 13

3.2. Оформление титульного листа выпускной квалификационной работы.. 14

3.3. Оформление содержания выпускной квалификационной работы.. 14

3.4. Оформление основной части выпускной квалификационной работы.. 14

Пример ооформления основной части выпускной квалификационной работы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 4. 19

3.5. Оформление списка использованных источников. 19

3.6. Оформление приложения выпускной квалификационной работы.. 20

ГЛАВА 4. ОТЗЫВ И РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ.. 21

4.1. Отзыв на выпускную квалификационную работу. 21

4.2. Рецензирование выпускной квалификационной работы.. 21

ГЛАВА 5.  ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 23

ГЛАВА 6.  СДАЧА В АРХИВ И ХРАНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 График выполнения выпускной квалификационной работы 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Титульный лист выпускной квалификационной работы.. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Образец оформления содержания выпускной квалификационной работы.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Образцы оформления использованных источников. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Отзыв на выпускную квалификационную работу. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рецензия на выпускную квалификационную работу. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Критерии оценивания содержания оформления и защиты выпускной квалификационной работы.. 37

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В современных условиях предъявляются высокие требования к знаниям и умениям выпускника образовательной организации среднего профессионального образования.

Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника среднего профессионального учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы обеспечивает углубление и расширение теоретических знаний, практических умений (в области определенной проблемы). В процессе выполнения работы отрабатываются и совершенствуются формы самостоятельной работы студентов, приобретается опыт творческой деятельности и научного исследования, литературного оформления результатов выполненной работы.

Настоящие методические рекомендации подготовлены с учетом положений федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 г. № 968 и Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2014 г. № 74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968». 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения.

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) выполняется в соответствии с учебным планом в рамках государственной итоговой аттестации по направлению подготовки и преследует следующие цели:

- систематизация, закрепление и расширение знаний;

- выявление умения применять полученные знания при решении конкретных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов;

- выявление степени практической и теоретической подготовленности выпускника к самостоятельной работе в современных условиях.

К выпускным квалификационным работам предъявляются следующие основные требования:

- тема ВКР должна быть актуальной;

- подготовка ВКР предполагает изучение и критический анализ научной литературы и периодических изданий по теме исследования;

- результаты исследования должны быть обобщены и обоснованы, в заключение ВКР следует включать развернутые выводы и возможные практические рекомендации.

Рекомендуется также проводить анализ и давать характеристику истории исследуемой проблемы и ее современного состояния, а также передового опыта работы в соответствующей области.

Выполнение ВКР состоит из следующих этапов:

- выбор темы и научного руководителя;

- ознакомление с требованиями, предъявляемыми к содержанию, подготовке и защите ВКР;

- сбор, систематизация, изучение и анализ имеющихся источников и научной литературы по проблематике исследования;

- разработка плана и согласование его с научным руководителем;

- написание текста ВКР;

- проверка готового текста работы, устранение опечаток и стилистическая правка;

- сдача отредактированного варианта работы;

- предзащита ВКР;

- доработка текста с учётом замечаний и рекомендаций, высказанных в ходе предзащиты;

- защита ВКР.

Студент в процессе подготовки ВКР:

а) самостоятельно оценивает актуальность и значимость проблемы, связанной с темой ВКР;

б) совместно с научным руководителем уточняет задание на ВКР и график ее выполнения;

в) осуществляет сбор и обработку исходной информации по теме ВКР, изучает и анализирует полученные материалы;

г) самостоятельно формулирует цель и задачи ВКР;

д) проводит обоснование темы (проблемы), исследования, разработки, расчетов в соответствии с заданием на ВКР; даёт профессиональную аргументацию своего варианта решения проблемы;

е) принимает самостоятельные решения с учетом мнений руководителя;

ж) оформляет решение задач в тексте ВКР, графическую часть и другую техническую и технологическую документацию, иллюстративный материал;

и) подготавливает натурные образцы, сопутствующие средства представления результатов ВКР (презентацию, видеоролики, компьютерные программы и т. д.);

к) формулирует логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику;

л) готовит доклад для защиты ВКР.

Ответственность за сведения (и/или данные), представленные в ВКР, их достоверность несёт автор ВКР (студент).

  Научный руководитель ВКР:

а) формулирует задание на ВКР, составляет график ее выполнения ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

б) оказывает студенту консультативную помощь в организации и выполнении работы, контролирует ход выполнения ВКР и ее соответствие выданному заданию;

в) консультирует студента по выбору литературы, методов исследования по теме ВКР;

г) дает письменный отзыв о работе студента по подготовке ВКР;

  Рецензент по отношению к ВКР выступает в роли стороннего эксперта. Он дает оценку раскрытия степени актуальности темы работы, соответствие представленного материала заданию на ВКР, уровень выполнения ВКР.


ГЛАВА 2.  ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

     2.1. Объем структура выпускной квалификационной работы

 

Объем работы должен составлять не более 50-60 листов, но не менее 30 листов (без приложения).

Структура выпускной квалификационной работы включает:

- титульный лист;

- содержание;

- введение (объемом не более трех страниц);

- основная часть;

- заключение (объемом не более трех страниц);

- список использованных источников;

- приложение (при необходимости).

Кроме того, к каждой работе прилагаются отзыв научного руководителя и рецензия с подписью рецензента и печатью организации, где рецензент работает.

 2.2. Содержание выпускной квалификационной работы

Введение – важная часть выпускной квалификационной работы, поскольку содержит все необходимые характеристики соответствующего исследования: обоснование актуальности темы исследования, основные методологические характеристики работы (проблема, гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования). Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования, мотивы выбора темы, определяется сущность научной проблемы, кратко характеризуется ее история и современное состояние.

Таблица 1

Методологические характеристики исследовательской работы

Проблема Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния рассматриваемой проблемы, которые актуализируют выбор темы.)   
Тема Как это назвать?
Актуальность Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? В процессе анализа степени разработанности проблемы необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования, значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения.  
Объект исследования  Объект исследования обычно представляет собой определенную область реальности или социальное явление. Например: Объектом являются учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий и тренировочный процессы. Основным объектом могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе и т.д. Объект всегда шире, чем предмет, и его следует указать во введении первым. Обычно объект перекликается непосредственно с темой ВКР.
Предмет исследования Предмет – это значимые для научного исследования стороны или свойства объекта. В случае если объект представляет собой какую-либо область деятельности, предмет – это процесс, который изучается в рамках этой деятельности. Предметом ВКР работы по педагогике могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управление образовательной организацией; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности, диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания; характер психолого-педагогических требований и взаимодействия между педагогами и обучающимися; особенности и тенденции развития педагогической науки и практики; педагогического взаимоотношения.
Цель исследования Цель исследования – это прогнозирование конечного результата, который должен быть получен при завершении работы. Цель обычно формулируется в сжатом обобщённом виде. Пример: Целью может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития физических и личностных качеств, форм и методов работы над чем-либо и с кем-либо, путей и средств совершенствования управления каким-либо процессом.
Задачи исследования Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Одна из них может быть связана с изучением состояния вопроса, другая - с разработкой методики, третья - с выявлением эффективности применения ее на практике («Изучить...», «Разработать...», «Выявить..,», «Обосновать...», «Определить...» и т. п.).
Гипотеза и защищаемые положения Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? Звучит так: «Предположим, что применение нетрадиционной методики обучения, основанной на положениях Н. И. Никитина, позволит качественно повысить интеллектуальный уровень детей младшего школьного возраста», или «Если использовать …,то получим...», или «Использование того-то..., влияет на то-то...».
Методы исследования Метод исследования– это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. При исследовании возможно использовать следующие методы: - изучение литературных, архивных и других источников; -изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; -наблюдение и самонаблюдение; -изучение опыта работы; - беседы, анкетирование и интервьюирование; -эксперимент; -математические методы обработки количественных результатов. -моделирование, сравнение, анализ, синтез и т.д.
Практическая значимость Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того, является ли данная работа теоретической или практической.

Основная часть ВКР состоит обычно из 2 (или  из 3) разделов (глав) и подразделов. Первая глава содержит теоретический материал, вторая – экспериментальный. Каждая глава может включать 3-4 подраздела. Основная часть должна раскрывать главное содержание выпускной квалификационной работы и отражать содержание задания на выполнение ВКР. Названия разделов (глав)  и подразделов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать суть их содержания. Названия параграфов не должны повторять названия глав.

В первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, обосновываются теоретические позиции автора, основные походы к решению проблемы, раскрывается понятийный аппарат исследования. В теоретической части работынеобходимо строго отграничивать свои мысли от заимствованных, делать ссылки на использованную литературу. Взгляды авторов, как правило, излагаются коротко, своими словами. Цитировать рекомендуется лишь особо важные положения или высказывания, при этом текст цитаты следует воспроизводить точно с сохранением всех особенностей подлинника. Материал главы должен быть изложен последовательно, логично, грамотно. Последовательность изложения должна строго соответствовать плану выпускной квалификационной работы. В конце теоретической части в виде вывода по главе делается краткое обобщение проведенного анализа литературы.

Вторая глава ВКР посвящена опытно-экспериментальной работе, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапа.

Констатирующий этап экспериментальной работы проводится в начале исследования и ставит целью выявление состояния изучаемого явления.

Формирующий этап. Для организации проверки гипотезы студент разрабатывает программу эксперимента, пути и способы фиксации результатов исследования, осуществляет эксперимент. Для доказательства эффективности предложенной программы проводится работа с достаточно большим количеством испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.

Контрольный этап предполагает количественную и качественную обработку результатов, обобщение, объяснение полученных данных, формулировку выводов. В процессе обработки и обоснования результатов студентам рекомендуется использовать методы количественной и качественной обработки результатов.

После каждой главы необходимо сформулировать выводы по главе. Они представляют собой четкое, краткое обобщение информации, изложенной в соответствующей главе.

Заключение содержит итог всей проделанной работы. В заключении исследователь обобщает результаты исследования, делает конкретные выводы, в которых представлены итоговые результаты выпускной квалификационной работы, формулирует рекомендации, логически вытекающие из содержания работы.  Выводы должны быть обоснованными, лаконичными, чёткими, отражать содержание работы, а также степень достижения целей, поставленных во введении. Очень важно, чтобы они отвечали поставленным задачам. Здесь следует избегать пространных суждений, общих выводов. В целом заключение должно давать ответ на вопросы: Зачем предпринято это исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор исследования.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: