Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась в детстве

Возрастная периодизация развития человека.

Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами (оп­ределяющими телесное развитие), так и с социальными, а также с активностью самой личности. Под влиянием биологических сил ста­дии развития человека, которые коррелируют с его метрическим возрастом, сменяют друг друга. Можно говорить о психических осо­бенностях, общих для младенцев, подростков, взрослых, пожилых.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на дан­ном этапе его развития.

 

 

+

 

Особенности возраста определяются мно­гими условиями:

1) Системой требований, которые предъявляются человеку на дан­ном этапе его жизни;

2) Отношениями с окружающими;

3) Знаниями и умениями, которыми он овладевает;

4) Метрическим возрастом и пр.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на человека непосредственно. Одни и те же воздействия внешней среды влияют по-разному в зависимости от того, через какие ра­нее резвившееся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обуслов­ливает необходимость и особенности перехода к следующим воз­растным этапам (А.В. Петровский, 1979).

Таким образом, условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы: физиологические условия, соци­альные, психологические.

Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста. В деятель­ности через разрешение возникших на определенном этапе разви­тия противоречий происходит психическое развитие. Движущей силой психического развития является активность личности. На эторазвитие, несомненно, влияют природные (в частности, наследствен­ные) и социальные факторы, но они являются только условиями психического развития человека. У человека благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности проявля­ется возможность осознанно влиять на свое развитие.

Традиционно выделяют следующие периоды возрастного раз­вития:

пренатальный (внутриутробный период);

детство;

младенчество (от рождения до 1 года жизни);

раннее детство (1-3 года);

младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);

старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6—7 лет);

младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10—11 лет);

подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет);

ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16—17 лет);

юность (17-21 год);

зрелость:

ранняя (21—25 лет);

средняя (25-40 лет);

поздняя (41—55 лет);

старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет).

Возрастные особенности существуют как наиболее типичные воз­можности данного возраста, указывающие на общие направления психического развития в данных возрастных границах.

Каждый из возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая и анализируя поведение человека.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ус­ловиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис .

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализа­ция которых зависит от условий жизнедеятельности личности:

1) Неравномерность психического развития. Различные психи­ческие функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого — отдельные процессы и свойства могут фор­мироваться лишь на основе уже сформировавшихся других пси­хических процессов и свойств;

2) Интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;

3) Пластичность и возможность компенсации. При слабости од­ной функции можно усилить развитие других функций, так сла­бую память можно компенсировать смысловой организацией ма­териала, чтобы его лучше понять.

Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Пренатальный период

Пренатальный период включает три стадии:

а) Предзародышевая стадия длится 2 недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки;

б) Зародышевая (эмбриональная) длится с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 3-го месяца развития. Проис­ходит анатомическая и физиологическая дифференциация раз­личных органов;

в) Стадия плода начинается с 3-месячного развития и заверша­ется к моменту родов.

Период детства

Период детства включает стадии:

а) Стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);

б) Стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) — период раз­вития функциональной независимости и речи;

в) Стадия дошкольного детства (от 3 до 6 лет) — характери­зуется развитием личности ребенка и когнитивных (познаватель­ных) процессов;

г)  Стадия младшего школьного детства (с 6 до 11 лет) — соответствует включению ребенка в социальную группу и раз­витию интеллектуальных умений и знаний.

Психологические особенности возрастных периодов

Стадия младенчества.

Общение в этот период должно но­сить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный характер, эмоционально-по­ложительный тонус, что служит признаком физического и психи­ческого здоровья.

Отрыв от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что откладывает неиз­гладимый отпечаток на всю его жизнь.

В условиях госпитализма страдает предречевое и речевое раз­витие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.

Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась в детстве.

Социальная ситуация психического развития ребенка младен­ческого возрастаситуация неразрывного действия ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта.

Ходьбапервое основное новообразование младенческого возраста (к 9 мес.), характеризующее собой разрыв старой ситуа­ции развития.

Второе основное новообразование этого возраста — появле­ние первого слова (носит характер указательных жестов).

Ранний возраст. Социальная ситуация развития в раннем воз­расте такова: ребенок — предмет — взрослый. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Предметная деятельность на­правлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Общение становится в этом возрасте формой организации пред­метной деятельности.

Все основные новообразования связаны с развитием основно­го типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.

Кризис трех лет. Эльза Геллер в работе «О личности трех­летнего ребенка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса:

1. Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться неко­торым требованиям взрослых.

2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Ребе­нок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, что­бы с этой личностью считались.

3. Строптивость. Это протест против порядков, которые суще­ствуют дома.

4. Своеволие. Стремление к самостоятельности от взрослого (в на­мерениях, замыслах).

5. Обесценивание взрослых.

6. Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, который является для ребенка образцом.

 

Дошкольный возраст.

В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.

В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей.

В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые в их реальной жизни. Игра имеет огромное значение для развития личности ребенка. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте есть и учение, но к нему дети должны быть личностно подготовленными.

Дошкольный возраст — время интенсивного развития у детей ориентировочных основ их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников.

Вместе с тем дошкольный период — один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.

В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки.

В конце дошкольного возраста — потеря ребенком непосредственности (кризис семи лет). При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.

Младший школьный возраст. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление (память становится мыслящей, а восприятие думающим).

Другими важными новообразованиями.этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка. Школа способствует самостоятельности ребен­ка, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружа­ющего его мира — как физического, так и социального.

Здесь ребенок становится объектом оценки с точки зрения интел­лектуальных и физических возможностей, начинается бурное развитие самооценки. В школе приобретают более важное значение собствен­ные действия ребенка, он уже вынужден отвечать сам за себя.

Отрочество

Отрочество включает 2 периода:

а)Подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет), период — соответствует половому созреванию, под влиянием кон­ституционных сдвигов у подростков формируется новое пред­ставление о себе;

б)Ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).

Подростковый возраст. Согласно теории Левина, важнейши­ми процессами переходного возраста является расширение жиз­ненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлеж­ности и типа людей, на которых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для кото­рой типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внут­ренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.

Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными особенностями или быть вместе с теми, кто дорог и ценим.

Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:

1) Поведение ребенка дома или в школе (неуправляем, недисцип­линирован);черты характера, расцениваемые как неприемлемые, — агресси­вен, на первом месте — удовольствие и т.п.

2) Переход от младшего школьного возраста к подростковому, известному в литературе как «кризис полового созревания», ха­рактеризуется тенденцией к самостоятельности и рядом негатив­ных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людь­ми, что сопровождается значительными психологическим трудно­стями для самого человека и его социального окружения.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет).

При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: