Кризисные периоды зрелости

В зрелые годы выделяют свои кризисные периоды.

Кризис 33—35 лет — когда, достигнув определенного соци­ального и семейного положения, человек с тревогой начинает ду­мать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?». И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.д.

Затем наступает недолгий период стабилизации (от 35 до 40—43 лет), когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уве­рен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое деся­тилетие (45-55 лет), когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуж­дение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, при­ходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного настроения, от кото­рых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через лю­бовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55-65 лет — пе­риод физиологического и психологического равновесия, сни­жения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным — человек переос­мысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных разду­мьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как не­повторимую судьбу, которую не надо переделывать», либо осоз­нает, что жизнь прошла, наверное, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит пре­одолевать три подкризиса:

► первый из них заключается в переоценке собственного «Я» по­мимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на пенсию остается главной;

► второйподкризис связан с фактором осознания ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие;

► в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. В период геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. В возрасте 70-­90 лет особенно страдает механическое запечатление. Лучше все­го сохраняется логическая, вербальная (словесная) память. Осно­вой прочности памяти являются смысловые связи.

На сохранность психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование.

Важной чертой пожилых людей, занимающихся творчеством яв­ляются сильно выраженные мотивы деятельности, целеустремлен­ность и направленность на реализацию, и воплощение своих за­мыслов и идей на практике.

После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческого слабоумия. Творческая деятельность выступает в качестве фактора психическо­го и биологического долголетия.

Зрелость и психологический возраст

Выделяют три взаимосвязанных, но несовпадающих друг с дру­гом возраста:

хронологический (паспортный);

физический (биологический);

психологический.

Психологический возрасткаким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

Психологический возраст — возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности — это аспект самосоз­нания, связанный с представлениями о времени.

Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замед­ляться, сжиматься и растягиваться.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым «личное время», благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реа­лизовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п., воспринимается как быстро протекающее, и, став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне нее он не существует.

В молодости вероятность соответствия психологического воз­раста хронологическому весьма велика. Если социально-значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический воз­раст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направлен­ности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.

В зрелости возможны три варианта соотношения психологи­ческого возраста с хронологическим:

адекватность;

отставание;

опережение.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевре­менное старение нередко бывает связано с несчастьем — утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении — в сторону психологической молодости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: