Г. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни

В возрасте порядка 30 лет большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.

И.С. Кон: «Никто не может реализовать себя полностью», и са­моанализ выявляет эту нереализованность.

В. Толстых: «У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на прой­денный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне бла­гополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит пере­оценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности».

«Человека «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми огра­ничениями, которые он увидел только теперь».

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливают­ся ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти по­иски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По Кулаги­ной, в подростковом возрасте — при личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко — у ищущей личности. Таким образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух специали­стов. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Франкл пишет: «Сегодняшний пациент уже не столько стра­дает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты».

Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смыс­ла жизни.Что же представляет собой смысл как психологическая катего­рия? Согласно В. Франклу: «Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». По А. Червоненко: «Смысл — это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем явлен в свет?».

Достижение цели, по Франклу, имеет ввиду достижение моти­ва. Смысл, таким образом, — это то, что связывает цель и сто­ящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).

Достижение цели, по А. Червоненко — через расширение со­знания человека, путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение просветления (А. Червоненко — док­тор из Санкт-Петербурга, лидер Международного оздоровительно­го движения).

Отсюда вывод, по В. Франклу, — проблема смысла жизни воз­никает тогда, когда цель не соответствует мотиву, ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.

Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности лич­ности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интере­сы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

Согласие с миром, способность быть самим собой — вот тот мо­тив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Пол­ная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жиз­ни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согла­сию с миром.

Зрелость

Зрелость — самый длительный для большинства людей пери­од жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50—55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зре­лость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда че­ловек может реализовать весь свой потенциал, добиться наиболь­ших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своегочеловеческого предназначения — как в профессиональной или об­щественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Особенности развития личности.

Профессиональная продуктивность.

В зрелости, как и молодости, главные стороны жизни — про­фессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и вы­бор спутника жизни, то в зрелости — это реализация себя, пол­ное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельно­сти и в семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор меж­ду продуктивностью и инертностью.

Понятию продуктивности по Эриксону — творческая, професси­ональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утвержде­ние в жизни следующего поколения.

Продуктивность по Эриксону связана с заботой «о людях, ре­зультатах и идеях, к которым человек проявляет интерес».

Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными по­требностями.

Важнейшей особенности зрелости является осознание ответствен­ности за содержание своей жизни пред самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от нео­правданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной дея­тельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для че­ловека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его твор­ческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гиб­кости и многогранности может стать источником консерватизма, ри­гидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Кризис 40 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: