Юношеский, или ювенильный, период

Этот период (с 17 до 20-23 лет) представляет переход к зре­лости. С биологической точки зрения, человек уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство пси­хологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств.

Юность — это период принятия ответственных решений, опре­деляющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Юношеский возраст этап человеческой близости, когда цен­ности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепен­ными.

Молодой человек стремится самоутвердить свою самостоятель­ность и оригинальность, создать собственные территории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и способность к увлечению.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобраз­ный эгоцентризм мышления, пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое про­тиводействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушае­мость) влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм моралей (молодежная мода, жар­гон, субкультура) — даже презрение среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрос­лой жизни.

Условия развития.

Покидая стены школы после девятого класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые — с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них — время проб и ошибок.

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал это как наиболее тяжелый кризисный период на­ряду с кризисами 3 и 11 лет.

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение обра­зования, немногие — на поиск работы, на который не решились после девятого класса. Высшее образование им необходимо, что­бы получить профессию, позволяющую «жить достойно», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью».

Существуют две кате­гории выпускников школы:

первые надеются на помощь родителей (платный вуз) и не те­ряют душевного равновесия;

вторые рассчитывают на свои силы — наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различ­ные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные дости­жения в это время — уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Вы­сокая тревожность и выраженный страх могут привести к возник­новению невротических реакции (обострению гастрита, нейродер­мита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.

Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды дея­тельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, под­держка семьи и другое, о чем будет сказано дальше.

Возраст — категория конкретно-историческая. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возмож­ности.

Обучение в вузе.

По данным Санкт-Петербургских психологов, в начале 90-х го­дов прошлого столетия в стране резко снизилась ценность обра­зования как возможности материально обеспечить себя в буду­щем. В конце 90-х годов прошлого столетия образование снова вошло в систему ценностей.

В последнее время студенты сочетают работу с учебой, т.е. под­рабатывают.

Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.

Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни.

Стиль студенческой жизни в западной психологии связан с особой субкультурой.

Ф. Райс выделил 4 типа субкультур кол­леджей:

1. Студенческая субкультура здесь колледж (вуз) превращен в загородный клуб (вечеринки, выпивка, автомобили, спорт — учебные предметы на втором плане).

2. Профессиональная субкультура предполагает целеустремлен­ность в учебе, желание обеспечить себе целенаправленную под­готовку и продвижение.

3. Академическая субкультура ее ценности не диплом, а зна­ния и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы.

4. Нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыс­лие, ее создают интеллектуальные «социальные мятежники», сту­денты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие лич­ности.

Поиски работы.

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность — это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок — необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонны принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.

Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.

Армия.

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы — это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Но, с другой стороны, этой молодежи проще — здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Накладывают свой отпечаток «горячие точки» и «дедовщина». Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.

При «дедовщине» устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через «дедовщину» становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: