Важным является умение разделить личное и профессиональное пространства и адекватно распределить ответственность

Необходимы некоторые сведения об особенностях психологических реакций больных на заболевание и лечение с тем, чтобы понимать психологическое состояние пациента на том или ином этапе лечения. Понимание и сочувствие к больному должно основываться не на идентификации с ним, а на позиции эмпатии. Карл Роджерс писал: " Ощущение внутреннего мира пациента, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при этом сохранение качества "как будто" - это и есть эмпатия… Таким образом, это означает ощущать боль или радость другого человека так, как он их ощущает, и ощущать их причины так, как ощущает их он, при этом никогда не забывая, что именно как будто я был ранен, как будто я радовался и т.п. Если это "как будто" утрачивается, происходит идентификация ".

Профессиональная позиция более продуктивно формируется на тренинговых группах, во время которых происходит обучение общению с онкологическими больными.

Важно также участие в тренинговых группах, работа которых направлена на выработку умения справляться с собственными стрессами и обучению адекватной заботе о себе.

Особенное значение для профилактики синдрома "сгорания" у медицинских работников имеют балинтовские группы. В этих группах царит эмоционально свободная и дружески солидарная атмосфера, которая позволяет делиться своими переживаниями, возникающими в процессе общения с больными, обсуждаются случаи из практики. Работа балинтовских групп способствует осознанию медицинским работником своего опыта переживаний, связанного с общением с тяжелобольными. Совершенно избежать синдрома "сгорания" в работе медицинской сестры сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. С этой целью необходимо ввести в программу обучения медицинских сестер их психологическую подготовку

Виды стрессов

Первобытный стресс

Итак«Стресс — это неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие». Проще говоря, это комплекс изменений, происходящих в организме в случае опасности: резко увеличивается уровень адреналина в крови, повышается давление, учащается пульс, кровеносные сосуды расширяются, возрастает интенсивность деятельности мозга и мышечного аппарата, подавляется чувство голода и происходит около 1400 других психофизиологических изменений. В этом смысле стресс существует как аппарат для выживания. Древний человек, сталкиваясь с опасностью, должен был отреагировать мгновенно: напасть или убежать. На отвлеченные размышления времени у него не было. Это так называемый первобытный, физиологический стресс. О нем сегодня знают все: физиологический стресс не раз испытывал каждый человек. Это с одной стороны хорошо, а с другой стороны — плохо. Плохо потому, что многие, заслышав о стрессе, говорят, что о стрессах они знают и стрессы здесь совершенно ни при чем.С древних времен реакции организма ничуть не изменились. Все так же срабатывает защитный механизм, и мы уже в полной боевой готовности. Однако современный стресс во многом отличается от стресса первобытного. Избавившись от врагов внешних, человек не стал терять времени и с удивительным проворством завел себе внутренних. В отличие от древнего, животного мира, в современных условиях приходится говорить о психологическом стрессе.

Современный стресс

1. «Культурный» стресс. Это первая разновидность современного стресса. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда непосредственная реакция не только не улучшит создавшуюся ситуацию, но может еще более усложнить ее.

Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего руководящего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае «запрещена» нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.

2. Информационный стресс. Следующая разновидность возникает в том случае, когда причина стресса такова, что просто непонятно, как на нее реагировать. К таким стрессам относится стресс информационный. Сегодня даже в школах учат: самая главная ценность — это информация. Но как правильно ее усваивать, к сожалению, не учат практически нигде. Физиологические процессы смогут помочь, но лишь при небольших «возмущениях». В ситуации же совершенно новой человеку уже не помогают врожденные механизмы. Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто хоть раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для этого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информацию. Тут и возникает проблема: информационная перегрузка, человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. Ответственность, которая на нем лежит, — это и есть стрессор при информационном стрессе.

Эта проблема также известна среднему руководящему звену и вообще любому человеку, на котором лежит ответственность. Невозможность предугадать политическую, экономическую, налоговую политику, неопределенность не могут способствовать спокойной и размеренной работе. Этот тип стресса характерен для любого рода бизнеса в нашей стране.

3. Эмоциональный стресс. Именно в современном обществе сложилась обстановка, в которой эмоциональным стрессам действительно есть где разгуляться. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей, с этим нельзя ничего поделать. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек — не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат — эмоциональный стресс.

Этот стресс распространен повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.

4. Самое интересное, что существует еще одна разновидность стресса — стресс бездеятельности. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Скука — это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.

Человек все бросил и решил отдохнуть. Всем помахал рукой и уехал в одиночестве на дачу или закрылся дома один. И загрустил — делать нечего. Оказывается: что на работе, что вне ее — никакой радости. Такой стресс появляется у человека, не умеющего правильно отдыхать. Следовательно, он и работать будет не очень хорошо, и в коллективе ему будет не радостно, так же как и коллективу он будет не особенно приятен: вечно усталый, грустный человек. Правильно отдыхать тоже надо уметь, в этой книге я постараюсь научить вас некоторым методам.

Еще одно отличие стресса первобытного от стресса современного заключается в том, что обычный физиологический стресс быстро проходит. Человек среагировал (напал или убежал), стресс выполнил свою прямую функцию и закончился, дальше все идет как обычно. Современный стресс же, как правило, остается «неотреагированным». Организм мобилизовал все свои ресурсы, а выплеска энергии не произошло, напряжение осталось.

Этого можно избежать двумя способами. Во-первых, не попадать в стрессовые ситуации, что для современного человека сказочное везение. Во-вторых, научиться правильно и своевременно снимать стресс, не позволяя ему «накапливаться». Есть и третий метод, я предлагаю вам освоить именно его: перестроить свою жизнь так, чтобы искоренить сами предпосылки не только стрессов, но и стрессовых ситуаций.

Итоги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: