Деловая игра «Заседание Совета Безопасности ООН»

Тема: Гуманитарная катастрофа в Сирии

Задача: выработать решение по нормализации сложившейся ситуации, используя имеющиеся в распоряжении СБ ООН средства и методы

Участники: одна команда представляет одну страну (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция)+при наличии дополнительных команд (Австралия, Аргентина, Люксембург, Корея, Руанда)

Фабула:

«25.11.2014г. заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос доложила Совету Безопасности о ситуации в Сирии. Она заявила, что в срочной гуманитарной помощи нуждаются 12, 2 млн. жителей страны. В их числе – пять миллионов детей. Она сообщила, что в Сирии насчитывается 7,6 млн. перемещенных лиц. 3,2 миллиона сирийцев бежали в соседние страны.

Сирийская экономика сократилась примерно на 40% по сравнению с 2011 годом. Безработица в настоящее время превысила 54%. Три четверти населения живут в бедности. Посещаемость школ упала на 50%.

Валери Амос рассказала о бесчинствах террористов в Сирии и нарушениях прав человека со стороны властей. Она также рассказала о воздушных обстрелах населенных гражданских районов силами правительства.

Валери Амос также доложила об успехах и неудачах в деле доставки помощи жителям охваченной конфликтом страны.

Представитель ООН доложила Совету Безопасности о том, что в Сирии продолжаются массовые нарушения прав человека. Стороны конфликта продолжают убивать и калечить гражданских лиц. Кроме этого, заместитель Генерального секретаря ООН напомнила о недавнем докладе Независимой комиссии Совета по правам человека, в котором задокументированы зверства ИГИЛ и других террористических группировок, действующих в Сирии.»

В ходе применения данного метода у студентов формируется владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9), способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем собственной профессиональной деятельности (ПК-1); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); способность толковать различные правовые акты (ПК-15); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Источники и литература:

1. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-
Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 398.

2. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 436.

3. Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-
Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 477.

4. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 603.

5. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 625.

6. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 634.

7. Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. // Международное публичное право: сборник документов: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996-Т. 1. — 1996. Т. 2. С. 681.

8. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. // Там же. С. 803.

9. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных наземных мин и их уничтожении 1997 г. // Справочные правовые системы.

 

 

Тема 13. Международное морское право

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список доплнительной учебной литературы к данной теме

Занятие проводится в виде семинара-диалога преподавателя со студентами по вопросам для обсуждения:

1. Понятие, принципы и источники международного морского права. Конференции ООН по морскому праву. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

2. Классификация морских пространств с учетом их правового статуса и особенностей правового режима.

3. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

4. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины территориальных вод, правовой режим. Право мирного прохода через территориальные воды.

5. Международные проливы: понятие, режим транзитного прохода.

6. Континентальный шельф и экономическая зона: понятие, отсчет, внешние границы, правовой режим.

7. Правовой режим международного района морского дна.

8. Открытое море: понятие, свободы открытого моря.

9.  Международные каналы. Правовой режим Суэцкого и Панамского каналов.

Проводится устный опрос по ранее изученным темам (см. соответствующий раздел ФОС).

Занятие формирует способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).

Источники и литература:

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493. Справочные правовые системы.

2. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Справочные правовые системы.

3. Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. // Справочные правовые системы.

4. Конвенция об открытом море 1958 г.// Справочные правовые системы.

5. Международная конвенция о спасании 1989 г. // СЗ РФ. 2001. № 3. Ст. 217. Справочные правовые системы.

6. Кодекс торгового мореплавания РФ. // Справочные правовые системы.

7. Водный кодекс РФ. // Справочные правовые системы.

8. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594. Справочные правовые системы.

9. Федеральный закон  от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ : «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694. Справочные правовые системы.

10. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3833. Справочные правовые системы.

11. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «06 исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273. Справочные правовые системы.

 

Тема 14. Международное воздушное право

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список доплнительной учебной литературы к данной теме

В начале занятия проводится краткий опрос по тематике вопросов для обсуждения:

1. Понятие, источники и принципы международного воздушного права.

2. Признание исключительного и полного суверенитета государств на их воздушное пространство. Основные международные соглашения по вопросам международного воздушного права.

3. Международные полеты и режим воздушного пространства.

4. Правовое регулирование полетов в воздушном пространстве государств.

5. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

6. Международная организация гражданской авиация (ИКАО). Высшие органы ИКАО, ее правила и стандарты. Деятельность ИКАО по обеспечению безопасности международных полетов.

 

Далее применяется метода интерактивного обучения в форме работы в малых группах. Группа делится на подгруппы от 3 до 5 человек, в ходе работы которых должно вырабатываться решение поставленной задачи по заданному направлению правового регулирования воздушного транспорта.

 

Задание №1

Во время показательных выступлений на авиасалоне во Франции потерпел катастрофу самолет, зарегистрированный в России. В результате авиапроисшествия погибло несколько человек, был причинен имущественный ущерб. Какой порядок возмещения вреда, причиненного в результате падения воздушного судна, предусмотрен международным правом? Ответ мотивировать.

Задание №2

Наблюдательный самолет иностранного государст­ва осуществлял полет в воздушном пространстве России согласно плану миссии по установленным маршрутам. В силу погодных условий, затрудняющих выполнение миссии, самолет отклонился от заданного курса и со­вершил посадку в аэропорту г. Тюмень. Российские власти задержали экипаж судна, а также персонал (на­блюдательных контролеров) по факту нарушения режи­ма Государственной границы РФ. Оцените правомерность отклонения самолета от маршрута. Законны ли действия российских властей? Каково правовое положение экипажа судна, задействованного в наблюдательных полетах?

Задание №3

Охарактеризуйте роль международных организаций (ИКАО и др.) в правовом регулировании деятельности воздушного транспорта.

 

В процессе занятия с использованием данного метода у студентов формируется способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем собственной профессиональной деятельности (ПК-1); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

Источники и литература:

1. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. // Справочные правовые системы.

2. Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. (с изм. и доп. от 23 сентября 1978 г.) // ВВС СССР. 1983. №7. Справочные правовые системы.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о воздушном сообщении // Справочные правовые системы.

4. Договор по открытому небу 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 552.  Справочные правовые системы.

5. Воздушный кодекс РФ. // Справочные правовые системы.

 

Тема 15. Международное космическое право

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список доплнительной учебной литературы к данной теме

 Занятие проводится в виде семинара-диалога преподавателя со студентами по тематике вопросов международного космического права, вынесенным для обсуждения и актуальным на этот момент. В конце занятия проводится устный опрос:

1. Понятие и источники международного космического права.

2. Субъекты международного космического права.

3. Специальные принципы международного космического права (свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; не нанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др.).

4. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.

5.  Проблема высотной границы государственного суверенитета. Суборбитальные полеты.

6. Международно-правовой режим космических объектов.

7. Правовое положение космонавтов.  

8. Специфика международно-правовой ответственности за деятельность государств в сфере космических полетов.

Занятие формирует способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).

 

Источники и литература:

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. // ВВС СССР. 1967. № 44. Ст. 588. Справочные правовые системы.

2. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. // ВВС СССР. 1963. № 42. Ст. 431. Справочные правовые системы.

3. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г. // ВВС СССР. 1969. № 4. Ст. 31. Справочные правовые системы.

Тема 16. Международное уголовное право. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества государств в этой сфере.

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список доплнительной учебной литературы к данной теме

В начале занятия проводится краткий опрос по тематике вопросов для обсуждения:

1. История формирования понятия «международное уголовное право» и точки зрения на рассматриваемую проблему.

2. Понятие международного уголовного права и его источники.

3. Международное преступление: понятие, классификация. Характеристика отдельных видов преступлений.

4. Преступление международного характера: понятие, классификация. Характеристика отдельных видов преступлений.

5. Правовая помощь: понятие и источники.

6. Правовая помощь по уголовным делам.

7. Правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Занятие проводится с применением метода интерактивного обучения в форме работы в малых группах. Группа делится на подгруппы от 3 до 5 человек, в ходе работы которых должно вырабатываться решение поставленной задачи по заданному направлению оказания правовой помощи.

Задание №1

Казахстанские пограничники осуществили 25 ноября 2013г. задержание двух маломерных плавсредств с восемью российскими гражданами, жителями Дагестана, на борту. В результате применения огнестрельного оружия один из них был убит, другой – ранен, остальные задержаны.

Указанный выше случай неправомерного применения при задержании российских рыбаков огнестрельного оружия пограничной службой и другими правоохранительными органами Республики Казахстан, в результате которого гибнут и получают ранения граждане Российской Федерации, не является единичным.

Со ссылкой на соответствующие международные и внутригосударственные нормативные акты укажите:

1) Являются ли правомерными действия казахстанских пограничников и почему.

2) Какие должностные лица и государственные органы РФ и каким образом имеют право осуществить защиту законных прав и интересов задержанных российских граждан.

Задание №2

На территории Российской Федерации был задержан гражданин Азербайджана по подозрению в совершении тяжкого преступления (убийства с особой жестокостью своей сожительницы – гражданки РФ). Спустя сутки он был заключен под стражу. Через месяц в консульство Азербайджана в Екатеринбурге поступило уведомление о его аресте. Консул настаивал на встрече с подозреваемым, но ему было отказано.

Оцените правомерность действий компетентных властей РФ.

В процессе занятия с использованием данного метода у студентов формируется способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6).

Источники и литература:

1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // Справочные правовые системы.

2. УК РФ.// Справочные правовые системы.

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // Справочные правовые системы.

4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Справочные правовые системы.

5. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. // Справочные правовые системы.

6. Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. // Справочные правовые системы.

7. Европейская конвенция о передаче процессуальных функций по уголовным делам 1972 г. // Справочные правовые системы.

8. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146. Справочные правовые системы.

 

Тема 17. Международное экономическое право

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список дополнительной учебной литературы к данной теме

Занятие проводится в виде семинара-диалога преподавателя со студентами по актуальным вопросам международного экономического права.

 

Проводится устный опрос по контрольным вопросам по теме:

1. Понятие и источники международного экономического права.

2. Сотрудничество в области торговли.

3. Таможенное сотрудничество.

4. Специфика деятельности международных организаций в сфере экономического сотрудничества.

Занятие формирует способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).

Источники и литература:

1. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004.

2. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003.

3. Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011.

4. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении. Под ред. Гэри П. Симпсона. М.: Весь мир, 2004.

 

Тема 18. Международное экологическое право

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список доплнительной учебной литературы к данной теме

Занятие проводится в виде семинара-диалога преподавателя со студентами по актуальным вопросам международного экологического права. В конце занятия проводится устный опрос по контрольным вопросам по теме:

1. Понятие и источники международного экологического права.

2. Формы сотрудничества государств и иных субъектов международного права по охране окружающей среды.

3. Охрана планетарной среды и космического пространства.

4. Охрана морской среды.

5. Охрана животного и растительного мира.

Занятие формирует способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).

Источники и литература:

1. Валеев Р. Международное экологическое право. М.: Статут, 2012.

Тема 19. Международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов

Для подготовки к практическому занятию см. список нормативного материала необходимого для подготовки и список доплнительной учебной литературы к данной теме

В начале занятия проводится краткий устный опрос студентов по следующим вопросам:

1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов, исполнительной власти.

2. Применение международно-правовых норм судами общей юрисдикции и Верховным судом РФ.

3. Применение международно-правовых норм арбитражными судами РФ.

4. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры РФ.

5. Международно-правовые нормы в деятельности МВД РФ.

 

Далее занятие проводится с применением метода интерактивного обучения в форме метода мозгового штурма по теме    «Международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов». В процессе занятия перед группой ставится проблема анализа российской правовой системы и правоприменительной практики в Российской Федерации с целью выявления специфических особенностей действия в них норм международного права. Решение этой задачи возможно за счет повышения творческой активности студентов на основе предварительно изученного материала.

В процессе занятия перед группой ставится проблема определения взаимодействия российской правовой системы и норм международного права с точки зрения определения влияния на систему правоохранительных и судебных органов РФ. Решение этой задачи возможно за счет повышения творческой активности студентов на основе предварительно изученного материала. Перед группой ставится задача определить особенности взаимосвязи и имплементации норм международного права в российскую правовую систему. Влияния норм международных организаций, участницей которых является РФ, на правовую жизнь страны. Поскольку такое влияние носит неявный характер, то необходимо выдвижение различных идей, требующих критического осмысления другими обучающимися в группе. Итоговый результат выносится на окончательное обсуждение. Вопросы для обсуждения: Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов, исполнительной власти. Применение международно-правовых норм судами общей юрисдикции и Верховным судом РФ. Применение международно-правовых норм арбитражными судами РФ. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры РФ. Международно-правовые нормы в деятельности МВД РФ.

В ходе занятия с использованием данного метода у студентов вырабатывается способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем собственной профессиональной деятельности (ПК-1); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8).

Источники и литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Справочные правовые системы.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163. Справочные правовые системы.

3. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143. Справочные правовые системы.

4. Европейская социальная хартия 1996 г. // Справочные правовые системы.

5. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г. // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4951. Справочные правовые системы.

6. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2349. Справочные правовые системы.

7. Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. // Справочные правовые системы.

8. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1712. Справочные правовые системы.

9. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1999 г. // Справочные правовые системы.

10. Конституция РФ 1993 г. // Справочные правовые системы.

11. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. Справочные правовые системы.

12. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. Справочные правовые системы.

13. АПК РФ.// Справочные правовые системы.

14. ГПК РФ.// Справочные правовые системы.

15. ГК РФ.// Справочные правовые системы.

16. СК РФ.// Справочные правовые системы.

17. УК РФ.// Справочные правовые системы.

18. УПК РФ.// Справочные правовые системы.

19. ТК РФ.// Справочные правовые системы.

20. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // СЗ РФ. 1996. №43. Ст. 4916. Справочные правовые системы.

21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // БВС РФ. 2003. № 12. Справочные правовые системы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: