Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

 

В рамках производства указанной категории дел в законодательстве содержится достаточно широкий перечень лиц, имеющих какое-либо отношение к избирательной кампании, референдуму: от физических и юридических лиц до должностных лиц, обладающих правом оспаривания решений, действий или бездействия друг друга, нарушающих избирательные права.

Так, суд отказал в удовлетворении требования гражданина Д. о признании незаконным постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты городского поселения, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидатом в депутаты и зарегистрировать кандидатом в депутаты городского поселения, поскольку заявитель в подписных листах не поставил подпись как лицо, осуществляющее сбор подписей, и не указал дату заверения подписного листа, что явилось основанием для признания представленных в поддержку кандидата подписей недействительными и, следовательно, основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата.

См.: Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 03.03.2016 N 33а-3875/2016.

В удовлетворении требования кандидата в депутаты С. об отмене итогов голосования и результатов выборов отказано, поскольку существенных нарушений в ходе выборов депутатов собрания депутатов, которые привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов, не допущено.

См.: Апелляционное определение Челябинского областного суда от 18.01.2016 N 11а-556/2016.

Как субъект, уполномоченный осуществлять надзор за законностью, прокурор правомочен обратиться в суд с административным иском в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Следует также отдельно выделить указанные в ч. 14 ст. 239 КАС РФ группы депутатов различных уровней и членов Совета Федерации, обладающие правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума.

В ст. 239 КАС РФ отдельно урегулированы вопросы обращения в суд с заявлениями:

- об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы;

- о назначении местного референдума;

- об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме;

- об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

- об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

- о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума РФ, инициативной агитационной группы;

- о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума;

- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

- об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования. Примечательно, что законодательно закреплена необязательность соблюдения досудебного порядка оспаривания решения избирательной комиссии.

Относительно сроков подачи рассматриваемых административных исков следует сказать, что они характеризуются неоднородностью и их величина зависит от предмета заявления. Однако можно говорить о том, что общий срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (ч. 1 ст. 240 КАС РФ). К специальным срокам можно отнести следующие.

Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования (ч. 2 ст. 240 КАС РФ).

После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума (ч. 3 ст. 240 КАС РФ).

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения (ч. 4 ст. 240 КАС РФ).

Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (ч. 5 ст. 240 КАС РФ).

В соответствии с ч. 6 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки:

- в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума - в отношении расформирования комиссии, организующей выборы, референдум;

- не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии - в отношении расформирования иной комиссии;

- в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования - в отношении расформирования участковой комиссии в случае проведения повторного голосования.

Обратите внимание: специальные сроки, указанные в ч. 2-6 ст. 240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (ч. 7 ст. 240 КАС РФ).

Пропуск установленного законом общего срока подачи административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не препятствует его принятию к рассмотрению. Причины пропуска выясняются в ходе судебного заседания или в предварительном судебном заседании.

Следует подчеркнуть, что регламент исчисления сроков, установленных законодательством РФ применительно к выборам и референдумам, закреплен в ст. 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ можно дифференцировать на предполагающие:

- определенный во времени период рассмотрения;

- немедленный порядок рассмотрения.

[Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 241 КАС РФ заявление, поступившее в суд в период избирательной кампании до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, должно быть рассмотрено немедленно.

Таким образом, можно констатировать, что сроки, предполагающие определенный во времени период рассмотрения, как правило, касаются заявлений, поступивших заблаговременно до дня голосования, т.е. не менее чем за два дня. А сроки, предполагающие немедленный порядок рассмотрения, применяются к заявлениям, поданным либо в день голосования, либо в рамках одного дня до или после дня голосования.

При этом несколько выделяется из общей концепции срок рассмотрения административных исков о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а также исков, касающихся решений избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума (срок рассмотрения согласно ч. 3 ст. 241 КАС РФ составляет два месяца). Ключевым критерием формирования срока рассмотрения заявлений указанного содержания является факт их поступления в суд после дня голосования или окончания избирательной кампании. То есть налицо корреляция ч. 1 и 3 ст. 241 КАС РФ в части поступления административного искового заявления после дня голосования референдума. В данном случае не совсем ясно, какой срок должен быть применен для рассмотрения: пятидневный или двухмесячный.

В КАС РФ также содержатся определенные уточнения, касающиеся отдельных категорий дел, по которым должны быть соблюдены сроки вынесения решений.

Решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования (ч. 4 ст. 241 КАС РФ).

Решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования (ч. 5 ст. 241 КАС РФ).

Решение по административному исковому заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд (ч. 6 ст. 241 КАС РФ).

Законом предусмотрено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел. Данный регламент применяется в период избирательной кампании (кампании референдума), если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на выходной или нерабочий день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Часть 8 ст. 241 КАС РФ гласит, что истечение сроков, установленных ч. 1 этой статьи, не влечет за собой прекращения производства по делу, возбужденному по административному иску, поступившему в соответствии с требованиями ст. 240, и не является препятствием к его разрешению судами (включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) по существу. Основываясь на содержании представленной нормы, возникает вопрос: является ли пропуск сроков, указанных в ч. 2-6 ст. 241 КАС РФ, основанием для прекращения производства?

Судебное производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ прекращается в следующих случаях:

1) отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, если данный отказ связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований;

2) отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, наряду с отказом от иска гражданина или его представителя;

3) отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, если данный отказ связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований;

4) отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, наряду с отказом последнего или его представителя, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц;

5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

6) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства;

7) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления;

8) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

9) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

10) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;

11) если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;

12) если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из выдвинутого им списка кандидата, совершившего следующие действия, послужившие поводом для обращения в суд:

- кандидат в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в СМИ или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая Интернет) призывал к совершению деяний, определяемых федеральным законом как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, а также обосновывал или оправдывал экстремизм;

- кандидат совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- кандидат пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

13) если судом установлено, что административный истец не принимал участия в выборах, референдуме, относительно которых он оспаривает решения, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанные с установлением итогов голосования.

В качестве особенности рассмотрения указанной категории дел следует отметить, что о принятии к производству иска о признании незаконными решений, действий (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию. Однако при этом законом не регламентировано, каким образом осуществляется данное извещение. По всей видимости, подразумевается, что указанному субъекту направляется копия определения суда. Также не регламентированы вопросы о том, кого следует извещать (и надо ли извещать), если в качестве административного ответчика выступает Центральная избирательная комиссия РФ (далее также - ЦИК РФ).

О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лиц, участвующих в деле. При этом не совсем ясна позиция законодателя относительно выделения в качестве обособленного участника дела прокурора. Безусловно, указанное должностное лицо занимает особое место в рамках административного судопроизводства, однако, исходя из содержания ч. 3 ст. 243 КАС РФ, может сложиться впечатление о том, что извещение представителя прокуратуры при рассмотрении указанной категории дел, вне зависимости от его фактического участия, является обязательным.

Неявка в суд участников административного дела, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не препятствует рассмотрению дела.

Следует иметь в виду, что рассмотрение дел об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования предполагает обязательное участие должностного лица - представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

Кроме этого, ЦИК РФ (в лице своего представителя) может быть привлечена судом к участию в деле для составления заключения по нему, в случае если указанное ведомство само не является административным ответчиком или заинтересованным лицом в рассматриваемом деле.

Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, как правило, рассматриваются судом в составе одного судьи. Однако существуют категории дел, подлежащие рассмотрению только коллегиально, к ним относятся дела:

- о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума;

- об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, результатах референдума РФ.

Определенные ограничения установлены относительно мер предварительной защиты по иску. Так, в случае рассмотрения и разрешения дел в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума суд не может:

1) наложить арест на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъять их;

2) приостановить деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума;

3) запретить избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

По указанной категории дел не применимы правила упрощенного (письменного) производства.

При удовлетворении исковых требований о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ суд определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если:

- пропущен срок обращения в суд;

- отсутствует возможность восстановления пропущенного срока;

- установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с ч. 3 ст. 244 КАС РФ мотивированное решение суда, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел. В данном случае, в отличие от некоторых других категорий дел, норма не конкретизирует границы максимально коротких сроков, в связи с чем может возникнуть вопрос о длительности изготовления решения. По всей видимости, фразой: "С учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел" и определены временные рамки изготовления судебного акта, т.е. до окончания срока рассмотрения.

Копии решения суда по административному делу вручаются участникам дела под расписку или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения в окончательной форме, а в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) незамедлительно после изготовления решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий.

В качестве особенности стоит отметить, что копии также вручаются:

- лицам, давшим заключение по делу, их представителям;

- представителю избирательной комиссии, организующей выборы;

- представителю комиссии референдума, организующей референдум (в случае если дело было связано с проведением референдума).

В данном контексте несколько критично воспринимается положение ч. 5 ст. 244 КАС РФ о том, что копия вступившего в законную силу решения суда, которым удовлетворено заявленное требование, или решения, подлежащего немедленному исполнению, незамедлительно направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу. Суд также может направить копию вступившего в законную силу решения суда руководителю вышестоящего в порядке подчиненности органа, председателю вышестоящей в порядке подчиненности комиссии, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу.

Из содержания нормы не совсем ясно, по какому поводу и каким именно субъектам необходимо направить копию решения. Вероятно, подразумеваются именно те субъекты, которые в соответствии с решением суда должны устранить нарушения или совершить иные действия.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Таким образом, можно констатировать наличие определенных полномочий суда по установлению сроков исполнения решений, что в контексте рассматриваемой категории дел представляется оправданным.

При этом в законе указаны решения, которые не могут быть обращены к немедленному исполнению. К ним относятся решения суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ч. 6 ст. 244 КАС РФ).

В гл. 24 КАС РФ, регулирующей рассмотрение указанной категории дел, не содержится норм, регламентирующих особенности обжалования решений, в связи с чем можно предположить, что судебные акты соответствующего порядка обжалуются по общим правилам. Вместе с тем на фоне наличия решений, подлежащих немедленному исполнению, возникает вопрос о существовании особенностей обжалования подобных решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: