Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 217

законом. Каждый их этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.) Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию – это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека "выталкивают" на пенсию без его согласия (например, при наличии "выслуги лет"), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РСФСР о государственных пенсиях (с дополнениями). Он устанавливает два основных вида пенсий трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию). Специальные виды пенсии (военнослужащих и др.) устанавливаются рядом других законов. Социальные пособия устанавливаются несколькими законами. Так, Закон от 19 апреля 1991 г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. о занятости населения в Российской Федерации ввел пособия по безработице. Указ Президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров от 10 декабря 1993 г. установил ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет. Несколькими актами регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности (болезни), а также ряд других пособий (на погребение и др.). Эти выплаты производятся, соответствен, но из средств федеральных учреждений' Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии



Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

и пособия, т.е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств.

В ст. 39 Конституции РФ есть очень важный и новый по характеру пункт, о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию Указ Президента о негосударственных пенсионных фондах от 16 сентября 1992 г. создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения. Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов служит Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", подписанный Президентом РФ 11 августа 1995 г.

§ 6. Право на жилище. Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда, а также тех, кто вселяется в жилое помещение на законных основаниях, но без пресловутой прописки.

Государство и муниципальные органы обладают жилищным фондом, из которого предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в порядке очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать квартиры в свою полную собственность без ограничения размеров жилой площади.

В последние годы право на жилище было существенно укреплено предоставлением гражданам возможности бесплатно переводить государственные и муниципальные квартиры в частную собственность (приватизация). Такая возможность была закреплена Законом РСФСР о приватизации жилищного фонда от 4 июля 1991 г. Собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по собственному усмотрению, т.е. вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними другие законные сделки.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: