Конституции, Президент при введении на территории РФ или в отдельных ее местностях военного либо чрезвычайного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Данные правовые нормы служат гарантией обеспечения интересов и статуса субъектов РФ. В ведении Совета Федерации (п.п. "г" ч. 1 ст. 102) находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Это право тесно связано с полномочиями Президента определять основные направления внешней политики государства, осуществлять руководство внешней политикой РФ.
К исключительной компетенции Совета Федерации относится назначение выборов Президента. Выборы назначаются по истечении сроков полномочий Президента РФ и являются в силу этого очередными. Могут быть и внеочередные выборы – при досрочном прекращении полномочий Президента (в случаях его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности). В таком случае выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.
Одним из наиболее важных полномочий Совета Федерации является решение вопроса об отрешении Президента РФ от должности. Правда, такое решение Советом федерации может быть принято только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Процедура принятия Советом федерации такого решения подробно регламентирована в ст. 93 Конституции РФ.
К ведению Совета Федерации относятся также назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
Назначение на должность судей Конституционного Суда – достаточно ответственная и в то же время, как показывает имеющийся опыт, сложная процедура, производимая Советом Федерации. Во многом это обусловлено теми местом и ролью, которые занимает и призван играть в судебной системе России Конституционный Суд РФ. Иногда высказывается мнение, что назначение на должность федеральных судей и Генерального прокурора отнесено к компетенции именно той палаты российского парламента, через которую осуществляется представительство субъектов РФ. Но нет оснований утверждать, что в укреплении законности в меньшей степени заинтересована, если исходить из ее конституционного статуса, Государственная Дума. По-видимому, если следовать традиционному
Глава 23. Федеральное Собрание 377
делению палат парламента на верхнюю и нижнюю, то право назначения судей всех высших судебных органов РФ и Генерального прокурора РФ, так же как и отрешение Президента РФ от должности, сопряжено с функциями Совета Федерации, обычно присущими верхней палате парламента федеративного государства. Кандидатуры на указанные должности представляет Президент РФ.
Кроме названных выше полномочий, Совет Федерации участвует в формировании состава Счетной палаты' согласно п. "и" и ч. 1 ст. 102 назначает на должность и освобождает от должности половину состава ее аудиторов и заместителя Председателя Счетной палаты.
В Конституции РФ предусмотрены правовые акты, которые по вопросам своей компетенции принимает Совет Федерации. Это постановления по вопросам, перечень которых приведен в ч. 1 ст. 102. В ч. 3 данной статьи определена процедура принятия постановлений Советом Федерации. Установлено, что такие постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. А ч. 2 ст. 93 указывает, что решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа его членов.
Для одобрения Советом Федерации федерального конституционного закона требуется, согласно ч. 2 ст. 108, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации
Теперь рассмотрим вопрос о компетенции Государственной Думы. Круг вопросов, отнесенных Конституцией к ее ведению, сравнительно ограничен, хотя в целом достаточен для эффективного выполнения ее задач и функций в структуре парламента – федерального Собрания РФ. Можно вести дискуссии о том, мало или много полномочий у Государственной Думы для выполнения ее предназначения, но необходимо подчеркнуть, что важнейшая ее функция – деятельность по принятию законов (ч. 1 ст. 105).
Рассмотрим полномочия Государственной Думы в той последовательности, в которой они изложены в ст. 103 Конституции РФ.
Хотя названные полномочия прямо не относятся к компетенции Государственной Думы в области законодательной деятельности, они имеют чрезвычайно важное значение в силу того, что:
а) данная палата Федерального Собрания призвана представлять интересы российского населения в целом;
б) в них частично отражается осуществление принципа разделения властей созданием определенного "баланса сил" во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей.
Очень важной с политической и правовой точек зрения явля-