Глава 23. Федеральное Собрание 371

В соответствии с Регламентами определяется статус закрытых заседаний палат. Государственная Дума вправе проводить такие заседания по предложению Президента, Председателя Правительства РФ, а также по требованию не менее чем 1/5 от числа депутатов, принявших участие в голосовании Государственная Дума вправе проводить заседания по специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.

Совет Федерации, согласно его Регламенту, может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение внесено Президентом России, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом палаты или не менее чем десятью депутатами палаты.

Часть 3 ст. 100 Конституции предусматривает проведение совместных заседаний палат; содержится перечень оснований для проведения таких заседаний. К числу этих оснований отнесены заслушивания: а) посланий Президента РФ; б) посланий Конституционного Суда РФ; в) выступлений руководителей иностранных государств.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики, и его послания по этим вопросам парламенту имеют большое значение – так же, как и послания по законодательным программам и предложениям.

Значительна роль Конституционного Суда в формировании и обеспечении конституционной законности в Российской Федерации. Поэтому послания Суда Федеральному Собранию призваны укреплять и совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность в стране.

Возрастает роль Российской Федерации как великой державы, расширяются ее внешнеполитические связи и контакты с зарубежными странами. В этой связи велико значение выступлений руководителей иностранных государств на совместных заседаниях палат Федерального Собрания.

В ст. 101 Конституции детально развиваются положения и нормы об организации работы каждой из палат.

Предусмотрено, что Совет Федерации и Государственная Дума из своего состава на заседании каждой из палат избирают соответственно Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы.

В соответствии с Регламентами палат, кандидатуры на пост Председателя Совета Федерации вправе выдвигать члены Совета Федерации; на пост Председателя Государственной Думы – фракции и группы депутатов. По всем выдвинутым кандидатурам проводится



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

обсуждение, в ходе которого давшие согласие баллотироваться выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа депутатов палаты. После избрания Председателей избираются предусмотренные Конституцией заместители Председателей палат.

Председатели Совета Федерации и Государственной Думы, ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу, во взаимоотношениях между собой, а также взаимодействуют с Президентом РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, участвуют в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Заместители Председателей Совета Федерации и Государственной Думы помогают Председателю соответствующей палаты в реализации его функций, по его поручению ведут заседания палаты, а в отсутствие Председателя осуществляют его полномочия.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Более подробно эти вопросы регулируются в Регламентах палат. Совет Федерации и Государственная Дума образуют из числа депутатов постоянно действующие комитеты по различным направлениям деятельности, по подготовке и рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой. Каждый депутат может быть членом, только одного комитета Перечень комитетов определяется в Регламенте Совета Федерации первого созыва и в Регламенте Государственной Думы.

Среди постоянных комитетов Совета Федерации следующие: по делам Федерации; по Федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств и др. Государственная Дума имеет систему комитетов, среди которых: по законодательству и судебно-правовой реформе; по труду и социальной поддержке; по экологии; по экономической политике; по обороне; по безопасности; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, по аграрным вопросам; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по образованию, науке и культуре; по делам национальностей; по вопросам местного самоуп-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: