Глава 23. Федеральное Собрание 383

подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. К ним относятся законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира, а также федеральные конституционные законы.

После направления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона такой закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации. Если федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, то председатель Совета Федерации в соответствии с Регламентом данной палаты может принять решение не вносить закон на рассмотрение палаты или включить его рассмотрение в повестку дня.

Далее, согласно ч. 1 ст. 107 Конституции, принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон (ч. 2 ст. 107).

Конституцией РФ предусмотрено отлагательное (суспензивное) вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов. Данное право позволяет Президенту всесторонне "взвесить" содержание, особенности и детали каждого закона, привлекая для этой сложной работы экспертов, специалистов различных отраслей знаний, в первую очередь юристов, экономистов, представителей правоохранительных органов. И в случае необходимости Президент может отклонить закон, возвратив его для повторного рассмотрения Государственной Думой и Советом Федерации. Если Президент воспользуется этим правом, т.е. в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете" При опубликовании закона указываются его полное наименование и дата подписания, дается полный текст закона.



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

Рассмотрим теперь вопросы об особенностях федеральных конституционных законов и порядке их принятия. Термин "федеральный конституционный закон" впервые закреплен Конституцией РФ 1993 г. Однако дискуссии о том, есть ли вообще такие законы, велись еще во времена существования Союза ССР и действия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Теперь данное понятие из области научно-теоретических дискуссий перешло в разряд государственно-правовых реалий. Так, российский парламент уже принял Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации.

В чем же состоит своеобразие данных законов? Прежде всего отметим, что в ряде стран (например, в Испании, Мексике) такого рода правовые акты именуются органическими законами1. Далее, значение федеральных конституционных законов определяется не тем, что ими регулируются какие-то особые, важные отношения. По такому критерию вообще невозможно дифференцировать определенные категории правовых актов, в том числе законы. По-видимому, требуются иные критерии, а именно учет юридических свойств, качеств, присущих одной определенной группе законов в отличие от других групп законов. Если таким образом рассматривать федеральные конституционные законы, то можно считать, что их цель – укрепление стабильности Конституции, основ конституционного строя. Правда, этой же цели призваны служить – в той или иной степени – и все другие федеральные законы. Значит, решающий критерий выделения рассматриваемой категории законов – это их особая юридическая сила и более сложная процедура принятия.

Особая юридическая сила федеральных конституционных законов состоит в том, что им не могут противоречить федеральные законы (ч. 3 ст. 76).

Кроме того, Конституция исчерпывающе определяет круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии РФ и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъектов РФ, об изменениях в составе РФ (ст. 65, 66, 137); о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ст. 70); о референдуме (статья 84); о режиме во-

1 См Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982. С. 100 – 348, Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М., 1986. С. 218 – 284.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: