Глава 23. Федеральное Собрание 385

енного положения (ст. 87); об Уполномоченном по правам человека (ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114); о судебной системе РФ (ст. 118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

Для принятия федеральных конституционных законов требуется квалифицированное большинство голосов депутатов, т.е. не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом (отлагательное вето), как это имеет место в отношении обычных федеральных законов. Такой закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию, т.е. опубликованию в тех же официальных изданиях, в которых публикуются федеральные законы (ч. 2 ст. 108).

§ 6. Роспуск Государственной Думы. Роспуск Президентом РФ Государственной Думы – новый конституционно-правовой институт, установленный ст. 109 Конституции. (Он регламентируется также ст. 84 (п. "б"), 111 и 117). Институт роспуска Президентом одной из палат Федерального Собрания – это не крайняя мера, как иногда утверждается, преодоления разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Это нормальная и достаточно распространенная в цивилизованных демократических государствах процедура разрешения разногласий, противоречий и споров между названными ветвями власти, невозможности выработки общих позиций. В известной мере, институт роспуска Государственной Думы – это реализация системы "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей.

Итак, ч. 1 ст. 109 Конституции РФ устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117. В них содержатся конкретные юридические основания роспуска Государственной Думы. Согласно ч. 4 ст. 111 таким основанием является трехкратное отклонение представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ. А в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 117 основаниями роспуска являются: а) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ; б) выражение Государственной Думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса о доверии является Председатель Правительства.

В ст. 109 предусмотрены определенные гарантии непрерывности



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

функционирования законодательной власти, а также рамок и пределов использования Президентом права роспуска Государственной Думы. Частью 2 данной статьи установлена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы, назначить дату выборов нового ее состава и при этом, определен максимальный срок, в который должна собраться вновь избранная Государственная Дума: не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Установлены некоторые ограничительные рамки и пределы использования Президентом права роспуска. В частности, Президент не может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным ст. 117, в течение года после ее избрания. Президент также не может распустить Государственную Думу с момента выдвижения ею обвинения против него и до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 3 и 4 ст. 109). Данные нормы оттеняют независимость и самостоятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом в осуществлении процедуры отрешения Президента от должности.

Наконец, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109). Это в какой–то мере гарантирует непрерывность функционирования институтов власти, самостоятельность и независимость парламента.

Глава 24. Правительство Российской Федерации

§ 1. Положение Правительства РФ в системе исполнительной власти. Конституция РФ 1993 г. знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти. Поэтому, прежде всего, подчеркнем ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных положений, касающихся исполнительной власти в целом и форм и органов, реализующих эту власть.

1. Осуществление государственной власти в РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Нормативное положение ст. 11 Конституции об осуществлении в РФ государственной власти Президентом, Федеральным




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: