Раздел VI. Конституционная система власти а РФ

который значительная часть органов местного самоуправления не оказывает существенного влияния. Этот процесс во многом протекает вне рамок и без ведома и участия органов местного самоуправления. Что, конечно, не может не сказываться на становлении материальной основы местного самоуправления, в первую очередь, круга и перечня объектов (имущества), включенных в муниципальную собственность и находящихся в ведении и управлении органов местного самоуправления.

Финансовую базу местного самоуправления составляют местный бюджет, местные налоги и сборы, другие финансовые ресурсы и источники.

Принцип самостоятельности в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета является одной из материально-правовых гарантий местного самоуправления. Вопросы формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов регулируются в Законе РФ об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполни тельных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления от 15 апреля 1993 г. Они могут быть сведены к следующему Местный бюджет утверждается представительным органом местного самоуправления, а его исполнение организует соответствующая местная администрация Представительный орган контролирует исполнение бюджета и утверждает отчет о его исполнении.

При составлении бюджета используются социальные и финансовые нормы и нормативы жилищно-бытового и социально культурного обслуживания Нормативными положениями являются, установление уровня закрепленных доходов бюджета в размере не менее 70% доходной части принимаемого бюджета, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов – не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций и субвенций. Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. К закрепленным доходам относятся налоги и другие платежи за пользование недрами (полностью или частично), 50% на имущество предприятий, местные налоги и сборы, часть доходов от государственных займов, доходы от местных займов и местных денежно вещевых лотерей, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собствен-



Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                          479

ности, часть доходов от приватизации Вышестоящие государственные органы могут закреплять за бюджетами органов местного самоуправления полностью или в твердо фиксированной доле на долго временной основе любые регулирующие доходы, а также могут передавать в бюджеты органов местного самоуправления свои закрепленные доходы.

Регулирующие доходы – доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. К этой категории доходов относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы.

Дотация – сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно.

Субвенция – сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. В финансовое обеспечение местного самоуправления входит также право его органов самостоятельно определять направления использования я расходования полученных доходов.

Содержащиеся в Законе от 15 апреля 1993 г. нормативные положения, при всей их важности, не решают, к сожалению, проблемы финансового обеспечения местного самоуправления Явная недостаточность собственных закрепленных доходов и зависимость местных бюджетов от регулирующих доходов, дотаций и субвенций является серьезным тормозом на пути обретения местным самоуправлением бюджетно-финансовой самостоятельности и стабильности.

В орбиту финансового обеспечения местного самоуправления следует включить местные налоги и сборы, являющиеся источником доходов местных бюджетов. Вопросы о видах и порядке установления местных налогов и сборов регулируются в Законе РФ об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. По данному закону, местные налоги и сборы делятся на три группы.

К первой группе относятся налоги и сборы, которые устанавливаются законодательными актами России. Ставки данной категории налогов определяются актами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления районов и городов, если иное не предусмотрено законодательством РФ (налог на имущество с физических




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: