Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения.

Муниципальная собственность, ее статус и особенности регулируются в ст. 215 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. Согласно ч. 1 ст. 215, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В ч. 2 этой же статьи установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК, в частности, в ч 3 данной статьи; в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, распоряжениями Правительства РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В ч. 3 ст. 215 установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК (ст. 294 и 296), т.е. на правах хозяйственного ведения или на правах оперативного управления.

Управление собственностью – сложный комплекс юридических и иных действий (создание, приобретение, использование, отчуждение, аренда объектов собственности, решение вопросов приватизации и т.д.). В законодательстве предусматривается образование специальных органов, на которые возлагаются многие функции текущего управления муниципальной собственностью (фонды имущества, комитеты по управлению имуществом). Конституционная норма не исключает из механизма управления муниципальной собственностью другие органы и лиц, не сосредоточивает функции такого управления в ведении только исполнительных звеньев в системе местного самоуправления Задача заключается в оптимальном распределении между органами местного самоуправления полномочий по управлению муниципальной собственностью с тем, чтобы данная собственность эффективно использовалась в соответствии с волей и интересами населения. Например, в городах полномочия распределяются между представительным органом местного самоуправления, администрацией города и специализированными структурами.

Как показывает зарубежный опыт, участие представительных органов в решении вопросов муниципальной собственности является одним из ведущих показателей развитости и гарантированности местного самоуправления.


Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                         477

Для понимания статуса муниципальной собственности как материальной основы местного самоуправления существенное значение имело постановление Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. Приложение 3 к названному постановлению содержало перечень типов объектов, отнесенных к муниципальной собственности.

Президент РФ в развитие указанного постановления своим Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности.

Указанное Положение устанавливает порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), а также порядок оформления прав собственности. Муниципальное имущество подлежит по объектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности. Право и обязанность ведения реестра (функции реестродержателя) по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"1 от 22 декабря 1993 г. устанавливалось, что перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., органы местного самоуправления утверждают самостоятельно. Причем передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Этим же Указом Президента РФ устанавливалось, что решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

Формирование и дальнейшее развитие муниципальной собственности теснейшим образом связано с процессом приватизации, на

1 САПП 1993. № 52. Ст. 5071.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: