Глава 29. Порядок пересмотра Конституции и внесения поправок 497

подписываются Президентом РФ. Это позволяет считать, что и законы о конституционных поправках подписываются и обнародуются Президентом РФ.

Необходимо выделить некоторые особенности законов о конституционных поправках1.

Во-первых, на них, в отличие от обычных федеральных законов, не распространяется право отлагательного (суспензивного) вето. В этом они сходны с федеральными конституционными законами. Во-вторых, ст. 136 Конституции прямо не содержит ответа на вопрос, могут ли законы о конституционных поправках стать объектом конституционного контроля, осуществляемого, согласно ч. 2 ст. 125, Конституционным Судом РФ. Если, например, исходить из правовой нормы ч. 2 ст. 16 Конституции о том, что "никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации", возможна ситуация, когда закон о конституционных поправках к положениям гл. 3 – 8 окажется противоречащим принципам, составляющим основы конституционного строя, закрепляемым гл. 1. Такое толкование подтверждается практикой судебного конституционного контроля зарубежных стран. Рассматривая дела о соответствии конституции конституционных законов, они нередко признают их антиконституционными в связи с противоречием их основным конституционным принципам.

Нужно иметь в виду формулировку ч. 2 ст. 125, предусматривающую, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов. В данном случае понятие "федеральный закон" охватывает не только федеральные законы и федеральные конституционные законы, но также законы о конституционных поправках.

Статья 137, заключительная статья гл. 9 Конституции РФ, предусматривает изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав РФ.

Статья состоит из двух частей. Что касается ч. 2, то интерпретация представляется в целом однозначной. Устанавливается достаточно простой порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 Конституции в случае изменения наименования республики, края, области и т.д., т.е. субъекта РФ. Измененное (новое) наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 (ч. 1) Конституции. Такое изменение наименования субъекта нельзя считать чисто техни-

1 Подробнее об этом см.: Конституция Российской Федерации: Комментарий. С. 581.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: