Содержание учебного материала

Тема 1. Социализация как объект философского и социогуманитарного познания

Понятие «социализация личности» и его полисемия. Место и значение проблемы социализации личности в структуре философской антропологии. Философский дискурс о смысле человеческого бытия в системе социальных связей и конституировании «Я» (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Актуализация темы социализации в контексте глобализационных процессов и информационных технологий.

Определение предметного поля социализации. Основные стратегии интерпретации процесса социализации личности и их значение в современной культуре: психоаналитическая, экзистенциальная, социокультурная, художественная.

Проблема референтного агента социализации: семья (З. Фрейд), группа (Т. Тернер), другой/другие (Тард, Дж. Мид, Т. Парсонс и др.), «отсутствующий господин» (М. Фуко) и др. 

 

Тема 2. Основные механизмы и институты социализации

Социализация как процесс формирования личности: основные механизмы и институты. Первичная и вторичная социализация личности. Стихийная и целенаправленная социализация. Социализация и Инкультурация. Культурная ориентация и адаптационная стратегия.

Формы социализации: адаптация и интеграция.Стадии процессасоциализации: подражание, групповые игры, построения «зеркального Я» (Ч. Кули) и др.Функции социализации.

 

Тема 3. Детство как объект философскихи социогуманитарных исследований

Феномен детства: история и эволюция. Детство как объект исследования в современной культуре. Педология (Г. Стенли-Холл) как междисциплинарная и интегральная наука о ребенке. От психоанализа к педологии. Педологические институты. Педология, психология, педагогика: проблема корреляции предметных полей. Социология детства и ее институализация: ребенок в контексте социальной и культурной динамики социума (Ф. Арьес). Этнопсихология детства (М.Мид.).«Открытие детства» в истории изобразительного искусства

Тема 4. Специфика детской и молодежной субкультуры

Формирование культурной модели детства. Критерии идентификации статуса ребенок/взрослый.Проблема детской субкультуры: язык, образ мира, пространство, материализация «Я», чувство идентичности (Ж. Пиаже, У. Джемс, Г. Оллпорт). Детскаямода как фактор формирования субкультуры ребенка. Особенности современной детской субкультуры и формы ее функционирования. Семья как социальный институт: онтология социализации ребенка.Генезис молодежной субкультуры: плюрализм направлений, система ценностей и стиль жизни.

Тема 5. Проблема социализация личности в психоаналитических концепциях

Диссоциация личности и ее осмысление в психоанализе З. Фрейда. Тематизация индивидуального бессознательного. Феномен сопротивления и гипотеза вытесненного бессознательного. Структура личности. Понятие либидо. Идентификация: Я-реальное и Я-идеальное. Основные стадии социализации ребенка. Сексуальное развитие как системообразующий фактор развития личности.

К. Юнг о природе психики, ее сущности и функциях. Уровни бессознательного. Основные архетипы коллективного бессознательного. Понятие нуминозного опыта. Иллюзия автономии индивидуального сознания. Типология личности.

Психосоциальная концепция развития личности. Природа личности и процесс социализации. Основные понятия: идентичность, кризис идентичности, позитивная идентификация Эго (Э. Эриксон).

Неофрейдистская интерпретация структуры личности (А. Адлер). «Социальное чувство» и его врожденный характер. Стремление к превосходству – детерминанта в развитии личности. «Чувство неполноценности» и «цель победы». Понятие компенсации и ее виды. Гуманизация versus авторитарность.

Концепция К. Хорни: типы поведения и типы личности. Структурно-символический психоанализ Ж. Лакана. Личность  как языковое сознание. «Я» и «Другой». Структурные компоненты человеческой психики: Воображаемое, Символическое и Реальное.

 

Тема 6. Экзистенциальная стратегиясоциализации

Человек как абсолютная ценность и «беспрерывная неустойчивость»Понятие экзистенции. Историчность, конечность и временность человеческого бытия (М. Хайдеггер). Подлинное и неподлинное существование человека. Модусы существования. «Я» и общество.

Экзистенциально-личностные интерпретации свободы в философии ХХ в.: свобода и ответственность (Ж.-П. Сартр). Проективная природа человека и проблема личного выбора. Процессы трансцендирования и самотрансцендирования (К. Ясперс).

Поиск смысла жизни и проблема самоопределения.Абсурд и бунт. Бунт исторический и метафизический.Бунт как преодоление человеческой ограниченности и солидарность с другими (А. Камю).

Основные феномены бытия человека и их универсальный статус: труд, игра, любовь, власть, смерть (Э. Финк). Игра как свободная деятельность и фактор самореализации личности.«Общество спектакля» и игра.

Профессиональная деятельность как фактор самоидентификации личности.Экзистенциальная коммуникация как акт обнаружения Я в Другом и основа отношений между Я и Ты.Диалог – условие саморазвития личности. Проблема интерсубъективности и механизмы социализации личности. Проблема «массового человека» и феномен одиночества в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: