Пояснительная записка

Белорусский государственный университет

 

УТВЕРЖДАЮ

         Проректор по учебной работе

           Белорусского государственного

университета

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________ Данильченко А.В.

(подпись)

________________________________

(дата утверждения)

 

Регистрационный № УД-______/уч..

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОЛОГИИ

Учебная программа по учебной дисциплине

для специальностей:

 1­– 210506 – Романо-германская филология

1-- 210507 – Восточная филология

Филологический факультет

 

2015 г.

Учебная программа составлена на основе ОСВО 1 ­– 21 05 06 2013 г. и учебного плана, Д21­­­–084/уч. 2013 г.; ОСВО 1—21 05 07 2013 г. и учебного плана Д21- 083/уч. 2013 г.

 

Составитель:

А.В. Барковская – доцент кафедры философии и методологии науки Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент;

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой философии и методологии науки факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № __от ____________________)

Cоветом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

(протокол № __ от ____________________).

 

 

Ответственный за редакцию: Барковская А.В.

Ответственный за выпуск:Барковская А.В.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Социализация личности» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования.

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Социализация личности» разработана в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом по специальностям 1210506 – Романо-германская филология и1210507 – Восточная филология Филологического факультета Белорусского государственного университета.

Дисциплина «Социализация личности» является одним из ключевых содержательных блоков в разделе философской антропологии учебного курса «Философия» и занимает важное место в профессиональной подготовке студентов педагогических специальностей гуманитарного и ­ естественнонаучного профиля. Поскольку процесс вхождения в сферу социального является трудным и неординарным для любого человека, постольку тем, кто приобретает статус субъекта социализации (например, педагоги)  должны овладеть знанием по данной теме для правильной реализации своих профессиональных обязанностей. Актуальный контекст данной темы является несомненным, особенно с учетом доминирования в обществе массовой культуры, интенсивного развития информационных технологий и функционирования виртуальных коммуникаций.

В рамках данного курса студенты должны ознакомиться с основными парадигмальными установками философии и других  социально-гуманитарных исследований – психологии, социальной психологии, социологии и др., занятых скрупулезным изучением феномена социализации, его механизмов и институтов. Главное внимание при этом уделяется не столько детализированному анализу процесса социализации в рамках вышеперечисленных предметных сфер знания, сколько его смысловому контексту, эксплицированному в вышеперечисленных междисциплинарных полях. Данный курс является органическим элементом образовательной философской подготовки студентов нефилософских специальностей и находится в прямой взаимосвязи с базовыми курсами филологического факультета – «Философии», «Истории зарубежной литературы», «Истории литературы страны изучаемого языка», «Истории зарубежной критики» и др.

Цель учебной дисциплины –  экспликация феномена социализации и основных стратегий его исследования в философии и истории культуры.

Задачи учебной дисциплины предполагают ознакомление студентов с:

§ теоретическим и практическим значением темы «Социализация личности» в философии и культуре;

§ содержательной экспликацией проблемного поля социализации как процесса формирования личности;

§ философскими основаниями наук – психологии, педологии, социологии и др., исследующих сущность и механизмы социализации человека в контексте собственных приоритетов;

§ историей формирования парадигмы «детства» как значимого объекта философских и социогуманитарных исследований;

§ особенностями современной детской субкультуры и формами ее функционирования;  

§ генезисом молодежной субкультуры, плюрализмом ее направлений, системой ценностей и стилем жизни;

§ репрезентативными стратегиями интерпретации феномена социализации и их концептуальным обоснованием этапов, форм, методов и референтных агентов процесса социализации;

§  современной социокультурной средой и релевантными механизмами самоидентификации личности в процессе социализации.

§ Учебный модуль «Социализация личности» читается в первом семестре 2 курса параллельно с учебной модульной дисциплиной – «Деловой этикет». Также учебная дисциплина «Социализация личности» связана с учебными дисциплинами: Интегрированный модуль «Философия», Психология», «Педагогика».

По завершению изучения учебного модуля «Социализация личности» студент должен:

Знать:

§ что такое социализация и как она интерпретируется в разных типах философского и гуманитарного дискурса;

§ основные дисциплинарные подходы и ракурсы изучения феномена социализации;

§ стратегии репрезентации сущности социализации, ее механизмов и институтов;

§ причины формирования детской и молодежной субкультуры;

§ современную социокультурную ситуацию и релевантные формы самоидентификации личности.

Уметь:

§ оперировать базовыми понятиями учебного модуля;

§ осуществлять сравнительный анализ основных парадигмальных установок учебных дисциплин, занятых изучением процесса социализации;

§ обосновать значение, место и роль социализации в динамике становления личности;

§ правильно интерпретировать содержание и смысл механизмов и функциональных модусов социализации.

Владеть:

§ пониманием  сути ключевых проблем темы социализации и основных стратегий их интерпретации;

§ умением систематизировать и обобщать материал, отражающий основные подходы к пониманию феномена социализации;

§ умением сформировать и обосновать собственную позицию на проблему социализации.

На изучение учебной дисциплины «Социализация личности» учебным планом отводится 72 учебных часа, из них 34 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает 16 лекционных, 18 семинарских часов. Семинарские занятия проводятся на основании оригинальных источников по заданной теме.

Дневная форма получения образования: 2 курс,3 семестр и 4 курс, 8 семестр.

Практикуются: подготовка студенческих презентаций по темам семинарских занятий, письменный тестовый контроль знаний студентов по учебному курсу.

Рекомендуемая форма отчетности – зачет.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: