Ценовая политика гостиничного предприятия. Последовательность разработки цены

Задача ценовой политики предприятий индустрии гостеприимства связанные с разработкой стратегии и тактики ценообразования на собственные товары и услуги, в частности установление выходных рыночных цен на новые продукты и услуги. Оптимизации механизма формирования рыночных цен осуществляется через следующие этапы разработки ценовой политики:

1. Определение цели ценообразования.

2. Анализ факторов, влияющих на ценовую политику предприятия.

3. Выбор ценовой стратегии для отдельных видов туристских услуг.

4. Очертания моделей формирования выходных рыночных цен.

5. Расчет рекламных рыночных цен.

6. Установление методов тактического регулирования рыночных цен. На первом этапе формируют цель ценообразования. ее определяют

общей стратегией предприятия индустрии гостеприимства. Цель можно классифицировать по следующим критериям:

- Обеспечение экономического выживания предприятия в конкурентной рыночной среде;

- Рост доли рынка за счет установления низких цен;

- Завоевание лидерства на рынке по показателю качества услуг;

- Максимальное увеличение текущей прибыли.

Для реализации выбранной ценовой стратегии предприятие выбирает один из методов ценообразования:

- Средние затраты и средний доход;

- Обеспечение целевой прибыли;

- Установление цены на основе ощущаемой ценности гостиничной услуги;

- Установление цены на уровне текущих цен конкурентов;

- Установление цены на основе "закрытых торгов».

Среди известных ценовых стратегий используют:

 

1. Стратегия "снятия сливок" (высоких цен). Она предусматривает стартовый продажи новой услуги по самой высокой цене. Это становится возможным только при отсутствии конкурентов, когда услуга принципиально новой на том или ином рынке. Применяя стратегию «снятия сливок», гостиничные предприятия могут определенное время (но непродолжительное) пользоваться своей монополией. В перспективе на рынке появляются аналогичные услуги, поэтому предприятия вынуждены снизить цены. В отечественном опыте типичны стратегии "снятия сливок" и "проникновение на рынок".

Ценовая стратегия «снятия сливок" на международном рынке услуг гостеприимства - нетипичное явление, поскольку нелегко изобрести услуги, за которые потребители согласятся платить высокие цены. К тому же, конкуренты быстро узнают о таких услугах, и предприятие вынуждено разрабатывать новую стратегию, приемлемую ситуации. Поэтому в международном опыте стратегию «снятия сливок» больше используют среди отраслей производственной сферы с высокими затратами на исследования и разработки новых товаров.

2. Стратегия "проникновения на рынок", основанной на установлении низкого уровня цен с целью привлечения значительного количества потребителей. Низкая цена в этом случае - своеобразная плата за внедрение продукта (услуги) на рынок. Такую стратегию применяют новые предприятия и предприятия, которые стремятся захватить большую долю рынка. С ростом объемов реализации и укреплением позиций предприятия на рынке цена постепенно повышается до среднего уровня в отрасли с сохранением прежнего спроса.

Стратегия "проникновения на рынок" особенно приемлема в современном развитии сферы услуг, расходы на предоставление которых постепенно снижаются в соответствии с "эффектом масштаба". Этот эффект отражает эмпирическую закономерность: во время наработки опыта и увеличения объемов реализации затраты на единицу услуг уменьшаются. Эта стратегия может быть использована для широкого распространения товара на внутреннем туристическом рынке Украины, но при следующих условиях:

- Собственные расходы предприятия должны быть достаточно низкими, чтобы даже при низких тарифов предприятие могло получить необходимую прибыль;

- Нужно, чтобы на рынке сложилась ситуация, когда конкуренты не успеют отреагировать на снижение цены; если к этой "игры на понижение" присоединятся конкуренты, степень риска банкротства предприятия особенно высок.

3. Стратегия "престижных цен". Она предусматривает установление чрезмерно высокой цены, ориентированной на отдельную категорию потребителей. Цена для них имеет несущественное значение, прежде всего важно качество услуг, имидж, уникальный статус предприятия на рынке. Например, такую стратегию используют в лучших в Европе номерах класса "люкс". Одновременно стратегия "престижных цен" эффективна только при незначительной или отсутствующей конкуренцией на рынке, когда используют патентную защиту, особый престиж торговой марки и другие мероприятия.

4. Стратегия ориентации на ценового лидера, которая предусматривает разработку ценовой политики предприятия на основе исследования ценовой политики лидера на рынке. Однако это не предполагает установление цены на услуги в строгом соответствии с уровнем цен ведущего предприятия на рынке, а только заимствования определенных элементов его ценовой политики. На новую услугу или товар может отклоняться от цены компании-лидера в пределах, обусловленных качественными преимуществами тех или иных услуг. Чем меньше новых услугах или товарах отличаются от предлагаемых на рынке, то ближе будет их уровень цен установленным стандартам, определенных лидером. Подобный подход извне достаточно привлекателен для предприятий, которые не желают или не имеют возможности самостоятельно разрабатывать ценовую стратегию. Однако он также опасен, поскольку сдерживает ценовую инициативу предприятия. Это может вызвать серьезные просчеты (например, если лидер определенное время осуществлял ошибочную политику или использовал маневр и др.). В международном опыте ценовые стратегии применяют не обособленно, а в комплексе, согласно конкретной ситуации на рынке и общей стратегией развития предприятия.

5. Стратегия дифференцированных (гибких) цен. Она заключается в установлении цен в сочетании со всеми возможными скидками и надбавками к среднему уровню для разных рынков и их сегментов. Цены применяют в соответствии со спросом, они могут меняться вследствие внедрения скидок и компенсаций.

6. Стратегия льготных цен, ориентированную на клиентов, в которых заинтересована фирма, предлагая им услуги по льготным ценам.

В общем что специфичные, уникальными, качественные и ценные услуги гостеприимства, тем больше свободы приобретают предприятия при установке цен. Клиентам предоставляют ряд основных и дополнительных услуг. Однако и сам процесс ценообразования, и ценовую стратегию услуг нельзя рассматривать обособленно, ведь не существует спроса на основные услуги без дополнительных и сопутствующих, и наоборот.

Сформулируем следующие общие принципы ценообразования в гостиничной сфере:

1. Объективно необходима сезонная дифференциация цен и тарифов. Например, спрос на большинство видов услуг, которые нельзя производить "про запас", а их производство, реализация, потребление совпадают во времени и имеют выразительный сезонный и временной характер: зимой увеличивается потребление электрической, особенно тепловой энергии, газа, а летом - многих видов туристических услуг, услуг пассажирского транспорта, автосервиса, в выходные уменьшается потребность в городском транспорте. Увеличение неритмичности потребления услуг во времени приводит к росту резервных мощностей, необходимых для удовлетворения спроса в период его максимального значения.

2. Сезонная дифференциация цен и тарифов на услуги индустрии гостеприимства, с одной стороны, отражает изменения в объеме спроса и общественно необходимых затрат труда в различные периоды года, недели, суток, а с другой - вызывает необходимость специальных усилий для стимулирования спроса и равномерного распределения услуг во времени. Кроме того, скорость предоставления ряда услуг (пассажирские перевозки, выполнения срочных заказов, осуществление ремонта и др.) Принадлежит к параметрам качества услуг, учитывается различными уровнями цен и тарифов на услуги.

3. Для многих видов услуг индустрии гостеприимства (бытовых, коммунальных, связи, пассажирского транспорта и под.) Тарифы выполняют одновременно функции оптовых и розничных цен, которые обусловливают их дифференциацию. Цены и тарифы на услуги должны обеспечивать и хозрасчетные условия деятельности предприятий и отраслей этой сферы и реализацию социально-экономических функций, присущих розничным ценам.

4. Для сферы индустрии гостеприимства характерна значительная дифференциация рентабельности различных видов услуг и предприятий, которые отличаются уровнем концентрации производства услуг, специализации, техническим обеспечением, производительностью труда и себестоимостью услуг.

5. Отдельные виды услуг (пассажирские перевозки, гостиничное обслуживание, туристические путешествия) реализуются на внутреннем и международном рынках. В связи с этим во время стандартизации и оценки качества услуг, их потребительской стоимости необходимо учитывать международные требования. Кроме того, в ряд услуг, предоставляемых одни и те же предприятия, применяют два вида (различные по уровню) цен - внутренние и внешнеторговые, прежде всего к услугам воздушного, морского и железнодорожного транспорта.

6. В формировании цен и тарифов на услуги индустрии гостеприимства значительно большую роль, чем в производственных отраслях, играет географический фактор, поэтому территориальная дифференциация цен и тарифов охватывает большинство видов услуг. Дифференциацию цен и тарифов на услуги определяют социальным статусом клиентов, которые прибывают из разных регионов, уровнем общественно необходимых затрат труда, природно-климатическими условиями региона, уровнем концентрации гостиничных предприятий, техническим оснащением предприятий и другими факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: