Билет 7. Н.А. Римский-Корсаков: чувство красоты. Жизнь, творчество, жанры и черты стиля

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908) – одна из крупнейших фигур в русской культуре; личность многогранная: музыкант, композитор, педагог, публицист, дирижёр, музыкально-общественный деятель.

       Родился Николай Андреевич в городе Тихвине. Занятия музыкой начались в 8 лет и по тем временам являлись неотъемлемой частью домашнего образования детей-дворян. Затем вместе со старшим братом Воином Андреевичем уехал в Петербург, где поступил в Морской кадетский корпус. В Петербурге Римский-Корсаков почувствовал свою склонность к музыкальному искусству и даже брал уроки игры на фортепиано у Фёдора Андреевича Канилле.

       Осенью 1861 года Римский-Корсаков познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым и был принят в члены кружка русских композиторов «Могучая кучка» в возрасте 17 лет!!!

       Как выпускник Морского кадетского корпуса Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз» и посетил ряд стран Европы, Южной и Северной Америки. Путешествие произвело на будущего композитора неизгладимое впечатление: Римский-Корсаков влюбился в море. Так появились произведения, посвзенные теме моря и дальних странствий: симфоническая музыкальная картина «Садко», 2я симфония «Антар», опера «Садко», симфоническая сюита «Шехеразада» и др.

Всего Римским-Корсаковым написано 15 опер. Среди них есть произведения на исторические сюжеты: «Псковитянка», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога»; на сказочные сюжеты «Снегурочка», опера-былина «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок». Самым важным в опере композитор считал пение.

Замечательны оркестровые эпизоды в операх Римского-Корсакова: «Три чуда», «Сеча при Керженце», «Окиян-море синее».

В области собственно симфонической музыки Римский-Корсаков по праву считается непревзойденным мастером оркестровки. Примечательны произведения: «Испанское каприччио», «Шехеразада» и др.

Очень много написано романсов (79)

Творчество Римского-Корсакова иногда справедливо сравнивают с художественным направление «Мир искусства»

 Это российское художественное объединение (1898-1924) было создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Художники выдвигали лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников. Основанием для их творчества стала поэтика символизма. Их привлекали мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Общество издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера.

Будучи самым молодым и талантливым в кружке, Римский-Корсаков часто дописывал и дооркестровывал произведения своих друзей, а также готовил произведения к изданию (делал редакцию). Так, к примеру, им были закончены оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».

С 70-х годов Римский-Корсаков профессор Петербургской консерватории, инспектор духовых оркестров морского военного ведомства, директор Бесплатной музыкальной школы при РМО, дирижер симфонических и оперных концертов, помощник управляющего придворной певческой капеллы, а с 1882 года он еще возглавляет «Беляевский кружок» после распада «Могучей кучки».

Его перу принадлежит учебник для консерватории «Основы оркестровки». Римский-Корсаков фольклорист является автором сборника народных песен «100 русских народных песен» в обработке для голоса и фортепиано.

Римский-Корсаков создатель композиторской школы – он воспитал более 200 композиторов и музыкальных деятелей, музыковедов. Среди них А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев и мн. др.

Написанная Римским-Корсаковым «Летопись моей музыкальной жизни» стала уникальным документом, свидетельствующим о культуре конца 19 начала 20 века. В Тихвине сейчас открыт дом-музей, а в Санкт-Петербурге музей-квартира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: