Билет 6. М.П. Мусоргский и музыкальный реализм. Жизнь, творчество, жанры и черты стиля

Модест Петрович Мусоргский как известно, родился в семье помещика в селе Карево Торопецкой губернии. Получил домашнее образование. На фортепиано его учила играть мама. В 10 лет его с братом увезли в Петербург и отдали в школу Гвардейских подпрапорщиков. Модест успевал по всем предметам, имел превосходный каллиграфический почерк, отличался аккуратностью, превосходно играл на фортепиано, танцевал. В общем, из Мусоргского получился видный блестящий офицер с манерами франта. Модест стал душой светских салонов, посещал балы и пользовался успехом у женщин.

       Когда Мусоргскому было 17 лет, произошла судьбоносная встреча с Александром Сергеевичем Даргомыжским, который убедил заняться сочинением музыки профессионально. Так Мусоргский попадает в кружок продолжателей идей М.И. Глинки – «Могучую кучку», которую возглавляет Милий Алексеевич Балакирев. Главные идеи «кучкистов» - 1) развитие русской профессиональной музыки, 2) сочинение музыки на основе русских народных песен, собирание фольклора, 3) сочинение музыки на темы из истории России, прославление героического образа русского народа, 4) произведения на восточные темы (ориентальная музыка, в том числе и испанская), 5) пропаганда русского искусства за рубежом.

       Мусоргский подает в отставку и устраивается простым чиновником в департамент Лесного хозяйства. Живет в бедности в коммуне с пятью художниками-передвижниками. Благодаря своим соседям композитор проникается новым направление в русском искусстве – реализмом. Описывать жизнь простого народа и обличать несовершенства дворянства, чиновников – вот творческие задачи художника-реалиста Мусоргского. Сатирические романсы «Семинарист», «Светик Саввишна», «Блоха» и другие.

ПЕРЕДВИЖНИКИ – так называли себя художники, входившие в российское художественном объединение — Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин.

Первая опера Мусоргского «Саламбо» на произведение Флобера не была закончена. Опера «Женитьба» на сюжет Н.В. Гоголя определила сатирическое направление в творчестве Мусоргского. Идея народности взяла верх – историк Владимир Васильевич Никольский подсказал сюжет для новой грандиозной оперы «Борис Годунов» по драме А.С. Пушкина. Мусоргский взял на вооружение принцип Даргомыжского «хочу, чтобы музыка прямо выражала слово» и создал свой новый музыкальный язык, в основе которого лежала интонация русской речи – особого рода мелодекламация, передающая тончайшие настроения. Талант художника-карикатуриста проявился в том, как музыкально представлены персонажи оперы «Борис Годунов»: преступный царь Борис, монах-расстрига Варлаам, предатель и самозванец Гришка Отрепьев, коварная Марина Мнишек, Юродивый и другие. Это были яркие образы, которых никогда прежде не видела театральная сцена.

Дальнейшие события: распад «Могучей кучки», смерть любимой женщины, «Борис» ставился редко, смерть друга художника Виктора Гартмана – наметили душевный кризис Мусоргского. В память о Гартмане возникает загадочный фортепианный цикл «Картинки с выставки». На стихи нового друга Голенищева-Кутузова Мусоргский создает мрачные вокальные циклы «Песни и пляски смерти» и «Без солнца».

Он пристрастился к вину, здоровье пошатнулось, с работы его выгнали. Друзья помогали, чем могли. Восторженно отзывается о вокальном цикле «Детская» Ференц Лист, Мусоргского признают за границей как великого русского композитора. Вторая опера Мусоргского на исторический сюжет о стрелецком бунте петровской эпохи - «Хованщина» не была завершена (заканчивал оркестровку Н.А. Римский-Корсаков). Музыкой «Хованщины» Мусоргский гениально рисует два мира: старый русский - гармоничный, песенный и задушевный мир попираемый новым порядком европейского образца. Параллельно идет работа и над комической оперой на сюжет по Н.В. Гоголю «Сорочинская ярмарка» (завершил Цезарь Кюи).

В 1879 году Мусоргский с певицей Дарьей Леоновой совершил турне по югу России в качестве аккомпаниатора. Проект третьей оперы, «Пугачёвщина», не был осуществлен из-за смерти автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: