Билет 9. М.И. Глинка – первый русский композитор-классик. Жизнь, творчество, черты стиля

Глинка – основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. Творчество Глинки завершило процесс формирования отечественной композиторской школы и вместе с тем открыло новые пути русской музыки. В произведениях Глинки нашёл свое яркое воплощение подъем русской национальной культуры после Отечественной войны 1812 года

       В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам – опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим. Важнейшие качества музыки Глинки: мелодичность, изящность, выразительность оркестровки. Музыкальный язык стиля Глинки впитал в себя черты русской и украинской народной песни, итальянской вокальной школы бельканто, венской классической школы и романтического искусства и тем самым стал основой национального стиля русской классической музыки.

       Родился будущий русский классик в Смоленской губернии в селе Новоспасское в дворянской семье. С детства его окружала музыка: народное и церковное пение, колокольные звоны, концерты крепостного симфонического оркестра в имении дяди. «Что ж делать – музыка душа моя!» - так определил как-то свое состояние М.И. Глинка.

       Глинка получил образование в одном из лучших учебных заведений Петербурга – благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Гувернером Глинки был В.К. Кюхельбекер (близкий лицейский друг А.С. Пушкина). Тогда же Глинка познакомился с самим Александром Сергеевичем Пушкиным, который навещал в пансионе своего брата Лёвушку. В Пансионе Глинка берет уроки игры на фортепиано и на скрипке и пробует себя в сочинении музыки. Пушкин, Дельвиг, Жуковский, Мицкевич, Одоевский, Варламов, братья Виельгорские - этот круг общения сформировал художественные вкусы и мировоззрение классика русской музыки.

       Культурная жизнь Петербурга произвела сильное впечатление на Глинку. Совсем немного прослужил он чиновником в канцелярии Совета путей сообщения, подал в отставку, чтобы целиком посвятить свою жизнь музыке. В 1830 году Глинка впервые выезжает за границу, чтобы учиться музыке; Италия, Австрия, Германия. Новые друзья Глинки – Мендельсон, Берлиоз, Беллини, Доницетти. В Италии он уверился, что должен писать свою, русскую музыку. Занятия с известным теоретиком Зигфридом Денном в Берлине привели Глинку к мысли о создании первой национальной русской оперы «Иван Сусанин».

       Премьера оперы состоялась в ноябре 1836 года и наделала шуму в культурных кругах. Главный герой оперы – крестьянин, отдавший жизнь за царя; в основе музыки – русская протяжная песня и романс. Этой оперой Глинка положил начала традиции исторической русской опере, а следующая опера «Руслан и Людмила» на сюжет Пушкина стала первой русской сказочной оперой. Балетные сцены «Руслана» стали основой для русского классического балета (П.И. Чайковский).

       Вокальное творчество представлено романсовой лирикой. Романсы на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», «ночной зефир», цикл романсов «Прощание с Петербургом» на стихи Николая Кукольника - вошли в репертуар ведущих вокалистов.

       В области симфонической музыки Глинка удачно сочетал европейские традиции оркестровки и музыкальной формы с особенностями работы с песенным музыкальным материалом – «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Камаринская» - одночастные увертюры-фантазии.

       Глинка очень много путешествовал. Специально для поездки в Испанию он выучил испанский язык; ввел моду на испанскую музыку в русском искусстве. Результатом этой поездки стали его две симфонические увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде. Глинка в совершенстве владел французским, немецким, итальянским и испанским языками, что очень помогало ему в общении с европейскими музыкантами. Глинка первый познакомил парижскую публику с произведениями, написанными в России и для России.

       Вокруг Глинки возникает кружок молодых музыкантов и почитателей его таланта: Александр Сергеевич Даргомыжский, Милий Алексеевич Балакирев, критики Владимир Васильевич Стасов и Александр Николаевич Серов. Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, заставила брата писать мемуары «Записки», благодаря которым стало возможным ознакомиться с биографией и художественными воззрениями первого русского классика. Также она бережно собирала и хранила все рукописи брата, помогала в издании его произведений. В доме Шестаковой позже будет собираться кружок русских музыкантов «Могучая кучка» - последователей и продолжателей идей М.И. Глинки.

       В 1857 году Глинка простудился и заболел воспалением лёгких. Умер в Берлине. М.И. Глинка похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: