Глинка – основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. Творчество Глинки завершило процесс формирования отечественной композиторской школы и вместе с тем открыло новые пути русской музыки. В произведениях Глинки нашёл свое яркое воплощение подъем русской национальной культуры после Отечественной войны 1812 года
В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам – опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим. Важнейшие качества музыки Глинки: мелодичность, изящность, выразительность оркестровки. Музыкальный язык стиля Глинки впитал в себя черты русской и украинской народной песни, итальянской вокальной школы бельканто, венской классической школы и романтического искусства и тем самым стал основой национального стиля русской классической музыки.
Родился будущий русский классик в Смоленской губернии в селе Новоспасское в дворянской семье. С детства его окружала музыка: народное и церковное пение, колокольные звоны, концерты крепостного симфонического оркестра в имении дяди. «Что ж делать – музыка душа моя!» - так определил как-то свое состояние М.И. Глинка.
|
|
Глинка получил образование в одном из лучших учебных заведений Петербурга – благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Гувернером Глинки был В.К. Кюхельбекер (близкий лицейский друг А.С. Пушкина). Тогда же Глинка познакомился с самим Александром Сергеевичем Пушкиным, который навещал в пансионе своего брата Лёвушку. В Пансионе Глинка берет уроки игры на фортепиано и на скрипке и пробует себя в сочинении музыки. Пушкин, Дельвиг, Жуковский, Мицкевич, Одоевский, Варламов, братья Виельгорские - этот круг общения сформировал художественные вкусы и мировоззрение классика русской музыки.
Культурная жизнь Петербурга произвела сильное впечатление на Глинку. Совсем немного прослужил он чиновником в канцелярии Совета путей сообщения, подал в отставку, чтобы целиком посвятить свою жизнь музыке. В 1830 году Глинка впервые выезжает за границу, чтобы учиться музыке; Италия, Австрия, Германия. Новые друзья Глинки – Мендельсон, Берлиоз, Беллини, Доницетти. В Италии он уверился, что должен писать свою, русскую музыку. Занятия с известным теоретиком Зигфридом Денном в Берлине привели Глинку к мысли о создании первой национальной русской оперы «Иван Сусанин».
Премьера оперы состоялась в ноябре 1836 года и наделала шуму в культурных кругах. Главный герой оперы – крестьянин, отдавший жизнь за царя; в основе музыки – русская протяжная песня и романс. Этой оперой Глинка положил начала традиции исторической русской опере, а следующая опера «Руслан и Людмила» на сюжет Пушкина стала первой русской сказочной оперой. Балетные сцены «Руслана» стали основой для русского классического балета (П.И. Чайковский).
|
|
Вокальное творчество представлено романсовой лирикой. Романсы на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», «ночной зефир», цикл романсов «Прощание с Петербургом» на стихи Николая Кукольника - вошли в репертуар ведущих вокалистов.
В области симфонической музыки Глинка удачно сочетал европейские традиции оркестровки и музыкальной формы с особенностями работы с песенным музыкальным материалом – «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Камаринская» - одночастные увертюры-фантазии.
Глинка очень много путешествовал. Специально для поездки в Испанию он выучил испанский язык; ввел моду на испанскую музыку в русском искусстве. Результатом этой поездки стали его две симфонические увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде. Глинка в совершенстве владел французским, немецким, итальянским и испанским языками, что очень помогало ему в общении с европейскими музыкантами. Глинка первый познакомил парижскую публику с произведениями, написанными в России и для России.
Вокруг Глинки возникает кружок молодых музыкантов и почитателей его таланта: Александр Сергеевич Даргомыжский, Милий Алексеевич Балакирев, критики Владимир Васильевич Стасов и Александр Николаевич Серов. Людмила Ивановна Шестакова, сестра Глинки, заставила брата писать мемуары «Записки», благодаря которым стало возможным ознакомиться с биографией и художественными воззрениями первого русского классика. Также она бережно собирала и хранила все рукописи брата, помогала в издании его произведений. В доме Шестаковой позже будет собираться кружок русских музыкантов «Могучая кучка» - последователей и продолжателей идей М.И. Глинки.
В 1857 году Глинка простудился и заболел воспалением лёгких. Умер в Берлине. М.И. Глинка похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.