Билет 8. С.В. Рахманинов – тоска по Родине. Жизнь, творчество, жанры и черты стиля

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943), русский композитор, пианист, дирижер. С раннего возраста играл на фортепиано. По совету двоюродного дяди Александра Зилоти Сергея перевезли из Петербурга в Москву в консерваторию к педагогу Николаю Сергеевичу Звереву. Лучшие ученики Зверева жили у него дома на полном пансионе. Труд и дисциплина – рецепты успеха от Николая Сергеевича, оказались очень необходимыми композитору в будущем.

       В 14 лет Рахманинов начал записывать свои сочинения, но Зверев не поощрял эти занятия. Он полагал, что Рахманинов должен быть только пианистом-исполнителем, а занятиям композиции мешают ему совершенствоваться. В консерватории Рахманинов занимался полифонией у любимого ученика П.И. Чайковского Сергея Ивановича Танеева и делал успехи. Когда Рахманинов заявил, что хочет сочинять музыку профессионально, Зверев сильно рассердился; они поссорились. В 1892 году на выпускной экзамен по композиции Рахманинов представил оперу «Алеко» на сюжет по повести А.С. Пушкина. Зверев был тронут и даже подарил Рахманинову золотые часы в знак примирения. Очень высоко отозвался о музыке Рахманинова П.И. Чайковский, однако им не удалось близко пообщаться. Окончив два факультета, Рахманинов был вынужден перебиваться частными уроками, аккомпанировать певцам, в 1894 году он становится преподавателем теории музыки в Мариинском женском училище.

Первая композиторская неудача, произошедшая с исполнением 1-й симфонии (дирижер был пьян), привела к первому в жизни композитора творческому кризису. Рахманинов отдался дирижерской работе в частной опере Саввы Мамонтова; там он познакомился со многими выдающимися вокалистами музыкантами, в том числе с Федором Ивановичем Шаляпиным. К началу 1900 года Рахманинов преодолен первый кризис и написал 2-й фортепианный концерт, кантату «Колокола», много романсов, прелюдии для фортепиано, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

       В 1903 году Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Он был очень счастлив в браке, очень много значила для него поддержка семьи. Два года работы в Большом театре стали для Рахманинова наиболее продуктивным периодом: симфоническая поэма «Остров мёртвых», 3-й фортепианный концерт, «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение», симфоническая поэма «Колокола».

       Рахманинов совершил несколько удачных гастрольных поездок в Европу и Америку. В 1917 году он с семьей чудом вырвался из охваченной революцией России и уехал в Швецию – оказалось, уехал насовсем. Потом семья переселилась в США. Приходилось очень много гастролировать: Рахманинов заключил контракт на рекламные концерты с фирмой, производящей рояли «Стейнвей и сыновья» - давал ок. 120 концертов в год, переезжая из города в город. Рахманинову пришлось играть произведения европейских композиторов-классиков. О своей музыке пришлось забыть. Однако одно произведение имело постоянный успех - прелюдия ор.23 до-диез минор. Семья кочевала вместе с ним. Американская публика оказалась очень сложной: приходилось каждый раз исполнять разные программы, так что некоторые произведения Рахманинов учил сидя в вагоне поезда иногда за одну ночь!

       «Руки, которые стоят миллионы» - так был озаглавлен фотоснимок композитора, попытавшегося закрыть лицо руками от объектива фотоаппарата. Конечно, такая колоссальная психическая и физическая нагрузка привела ко второму творческому кризису: уехав из России, Рахманинов потерял желание сочинять. Только в 1931 семья Рахманиновых приобрела домик в Швейцарии («Сенар») – там композитор пришел в себя и написал еще несколько шедевральных сочинений – «Рапсодию на тему Паганини», 3-ю симфонию и «Симфонические танцы».

       Рахманинов очень тяжело переживал все то, что происходило в России. Когда началась Великая Отечественная война, он все сборы от концертов направил в Советскую Россию на нужды фронту.

       Умер Рахманинов в 1943 году. 

       Творчество Рахманинова глубоко лирично, прочно связано с интонациями русской земли. В основе его музыки  и русская народная протяжная песня, и церковный знаменный распев, и колокольный звон, и цыганские песни и романсы. Главная основа музыки Рахманинова – длинная мелодия широкого дыхания – изумительная кантилена. Значительная часть творчества – это, по понятным причинам, произведения для фортепиано. Небольшие по объему миниатюры Прелюдии, Музыкальные моменты, Этюды-картины, сочинения для фортепиано и оркестра (3 концерта, «Рапсодия на тему Паганини»). Для голоса и фортепиано – знаменитые романсы, в том числе «Сирень», «Весенние воды», «Не пой, красавица…», «Сон» и другие, элегичные, полные тоски по несбыточной мечте.

       Рассуждая о стиле музыки Рахманинова, надо определить два вида образов, свойственных композитору – 1) лирика-ностальгия (по утраченной жизнь в России), как в Этюдах-картинах, «Вокализе» и 2-м фортепианном концерте. И 2) «дьявольская» скерцозность, как в «Рапсодии на тему Паганини», в «Симфонических танцах», некоторых прелюдиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: