Объемные текстовые данные выравниваются по верхнему и левому краям ячейки таблицы, состоящие из одного-двух слов – по верхнему краю и по центру ячейки

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

 

 

 

Практическое руководство

ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 для студентов специальности


Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

2015


 

УДК 336. 71: 657 (075.8)

ББК  65. 052. 252. 62 + 65. 052. 206. 2 я 73

     П 143

 

 

 

Составители: В. Ф.Бабына, к.э.н., професор; С. К. Метлушко;

                    Т. И. Панова, к. э. н., доцент; С. В. Шикальчик

 

 

 

Рецензент:

кафедра бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности учреждения образования «Гомельский
государственный университет имени Франциска Скорины»

 

 

 

Рекомендовано к изданию научно методическим советом
учреждения образования «Гомельский государственный
университет имени Франциска Скорины»

 

 

 

Практическое руководство по подготовке и оформлению
дипломной работы для студентов специальности 1–25 01 08
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / сост. В. Ф. Бабына [и др.];
М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 61 с.

П 143

 

 

(в редакции 2015г.)

 

 

Целью практического руководства является оказание помощи студентам специальности 1–25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в  подборе, обработке  и оформлении материала дипломной работы.

 

 

 

 

                                      УДК 336. 71: 657 (075.8)

                                ББК  65. 052. 252. 62 + 65. 052. 206. 2 я 73

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

 

© Сост. Бабына В. Ф, Метлушко С. К.,
Панова Т. И., Шикальчик С. В., 2009

 

 

© УО «Гомельский государственный
университет им. Ф. Скорины», 2009

           











Содержание

 

1 Общие положения. 4

2 Выбор темы и разработка плана дипломной работы.. 4

3 Подбор и изучение теоретических источников. 6

4 Сбор и систематизация фактического материала. 7

5 Структура и содержание дипломной работы.. 8

6 Оформление дипломной работы.. 12

6.1 Общие требования к оформлению дипломной работы.. 12

6.2 Титульный лист. 12

6.3 Задание по дипломной работе. 13

6.4 Реферат. 13

6.5 Содержание. 14

6.6 Заголовки. 14

6.7 Основной текст. 15

6.8 Нумерация страниц. 18

6.9 Таблицы.. 19

6.10 Формулы.. 22

6.11 Графический материал. 23

6.12 Список использованных источников. 24

6.13 Приложения. 28

7 Защита дипломной работы.. 29

7.1 Предварительная защита. 29

7.2 Получение отзыва и рецензии. 30

7.3 Раздаточный материал и презентация. 31

7.4 Защита дипломной работы.. 32

Приложения. 33

 

 


1 Общие положения

 

Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов специальности 1–25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и направлено на достижение следующих целей:

– систематизацию, закрепление и углубление теоретических знаний по теме исследования;

– приобретение практических навыков при решении поставленных задач и выявленных проблем в сфере бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности;

– овладение методикой исследования и научное ее обоснование для изучения конкретных экономических ситуаций;

– выяснение степени подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях рыночной экономики;

– развитие способности студента к исследовательской деятельности и разработке предложений, направленных на решения выявленных проблем.

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника и представляет собой целостное и законченное исследование студента по избранной теме. По результатам ее защиты в Государственной экзаменационной комиссии делается заключение о возможности присвоения выпускнику квалификации «экономист» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Дипломная работа выполняется на основании изучения соответствующих законов Республики Беларусь, указов президента, постановлений правительства, отраслевых нормативных документов и специальной литературы по теме исследования. Фактический материал студент обязан собрать, систематизировать и обработать в период прохождения преддипломной практики.

Дипломная работа выполняется в течение времени, отведенного для этого учебным планом специальности.

 

 

2 Выбор темы и разработка плана дипломной работы

 

Тематика дипломных работ разрабатывается, ежегодно обновляется и утверждается на заседании кафедры бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Студенты выбирают тему своей дипломной работы из предложенной кафедрой тематики. Примерная тематика дипломных работ приведена в приложении А. Студентам также предоставляется право самостоятельно (по согласованию с руководителем) сформулировать тему дипломной работы, не включенную в общую тематику по кафедре. В этом случае студент должен обратиться к заведующему кафедрой и обосновать целесообразность выбранного направления работы. При положительном решении вопроса тема дипломной работы включается в перечень тем кафедры. Тема дипломной работы должна соответствовать требованиям стандарта специальности и предусматривать решение актуальных задач в области бухгалтерского учета, контроля или анализа хозяйственной деятельности в конкретной организации.

Поскольку дипломная работа носит научно-исследовательский характер и является продолжением учебного процесса, то целесообразно при выборе ее темы учесть тематику ранее выполненных студентом курсовых работ. Важно также учесть знания студента в данной области и возможность сбора практического материала для выполнения работы. Для студентов заочной формы обучения целесообразен выбор тем дипломных работ, имеющих практическое значение для организаций, в которых они работают.

Выбор темы студент должен согласовать с научным руководителем. Студент может предложить свою тему дипломной работы. Для закрепления темы студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой. На заявлении должно быть письменное согласие на руководство дипломной работы предполагаемого руководителя. Окончательное решение по закреплению темы дипломной работы принимает заведующий кафедрой.

Темы дипломных работ и закрепление их за студентами, а также научные руководители утверждаются приказом ректора по представлению декана факультета (заведующего кафедрой).

В соответствии с выбранной темой руководитель выдает студенту задание на разработку дипломной работы, которое подписывается студентом и руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в трех экземплярах: первый остается на кафедре, второй выдается студенту, третий предоставляется в ГЭК.

При составлении задания на дипломную работу руководитель дипломной работы оказывает студенту помощь в разработке плана, календарного плана-графика работы, рекомендует ему необходимую литературу, справочные и другие источники по теме дипломной работы. В обязанности руководителя также входит проведение систематических консультаций (согласно графику), контроль над ходом выполнения дипломной работы вплоть до ее защиты, составление отзыва о дипломной работе.

В этот промежуток времени включается также время нахождения студента на преддипломной практике (дневная форма обучения). Студентам заочной формы обучения на подготовку и защиту дипломной работы отводится предоставленный законодательством срок. Задание на дипломную работу является документом, на основании которого осуществляется контроль за ходом выполнения дипломной работы, в нем отмечаются плановые и фактические сроки выполнения отдельных этапов работы.

План дипломной работы студент разрабатывает совместно с научным руководителем на основе предварительного ознакомления с изученной литературой. В дальнейшем он может быть изменен или уточнен с разрешения научного руководителя в зависимости от специфики исследуемого объекта, наличия условий для сбора необходимой информации, результатов экономического анализа и т.д.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. При составлении плана следует определить содержание отдельных разделов и дать им соответствующие названия. Затем надо продумать содержание каждого раздела и наметить последовательность тех вопросов, которые следует в них рассмотреть.

Примерный план дипломной работы приведен в приложении Н.

 

 

3 Подбор и изучение теоретических источников

 

Успешному написанию дипломной работы способствует обстоятельное и творческое изучение литературных источников. Основная задача подбора и изучения литературы – определение теоретической основы исследования по теме дипломной работы.

Подбор литературы студент осуществляет самостоятельно. Это обогащает его дополнительными знаниями, прививает способность к научным исследованиям. При подборе литературы следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, специальным каталогам рефератов, диссертаций, периодической печати, интернет-источникам. Библиографию специальной литературы и журнальных статей можно получить в библиотеке (справочно-библиографическом отделе) университета.

В первую очередь следует изучить учебную и учебно-методическую литературу, в том числе – тексты лекций по соответствующей дисциплине. Затем необходимо тщательно проработать нормативно-законодательные акты, регламентирующие вопросы учета, контроля и анализа по теме дипломной работы. Более глубокому исследованию предметной области способствует изучение фундаментальных трудов, монографий ведущих отечественных и российских ученых, которые обеспечивают наиболее полный охват темы. Только после этого следует обратиться к зарубежным источникам и информации периодических изданий. Публикации в специализированных журналах необходимо критически оценивать и сопоставлять мнения различных авторов. Актуальные работы теоретического и прикладного характера могут содержаться в специализированных научно-практических журналах «Бухгалтерский учет и анализ», «Главный бухгалтер», «Финансы, учет, аудит», «Белорусский экономический журнал», «Планово-экономический отдел», «Финансовый директор», «Консультант», «Экономика. Финансы. Управление», «Валютное регулирование и ВЭД», «Банковский вестник» и других, а также в российских журналах «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Экономист», «Деньги и кредит» и др.

Студенты могут также использовать профессионально-ориентированные Интернет-источники, например, Национальный правовой Интернет-портал (www.pravo.by), официальный сайт Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь и другие.

Студент должен подобрать и изучить литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятий.

Подбирая литературу, следует обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика учета и анализа, показано все то новое и прогрессивное в экономической работе предприятий, что можно использовать при разработке и обосновании положений дипломной работы.

Список литературы должен быть согласован с руководителем дипломной работы и содержать достаточное для раскрытия темы количество
источников.

Знакомясь с литературой, дипломник должен делать выписки нужных сведений, которые могут быть им использованы в дипломной работе. При этом необходимо указывать, из какого источника взят материал и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты обязательно надо брать в кавычки как цитату. По каждой прочитанной книге или статье сразу же следует записать собственное мнение, оценку полученной информации. При изучении литературы необходимо проводить отбор и группировку полученных из литературы сведений. Это необходимо для того, чтобы легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает, а, наоборот, предполагает систематические консультации с руководителем дипломной работы. С ним обязательно должен быть согласован список отобранной литературы и, в частности, с его помощью привлечены те новейшие издания и инструктивные материалы, которые ускользнули от внимания студента. Большую помощь в подборе литературы может оказать руководитель производственной практики от предприятия, как правило, хорошо знакомый с отраслевой литературой.

Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо не только для того, чтобы выяснить, насколько содержание того или иного источника соответствует избранной теме. Без такого ознакомления нельзя получить ясного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить обоснованный план дипломной работы.

 

 

4 Сбор и систематизация фактического материала

 

Важным этапом самостоятельной работы студентов по подготовке и написанию дипломной работы является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала конкретного предприятия или организации. Сбор фактического материала производится студентами во время преддипломной практики. Прежде чем начать сбор фактического материала, необходимо совместно с научным руководителем заранее продумать и определить, какие показатели требуется изучить, за какой период, в каком объеме и т.д.

Собирая данные о состоянии бухгалтерского учета на исследуемых предприятиях, студенты должны сделать копии первичных бухгалтерских документов, сводных ведомостей, отчетных форм и регистров аналитического и синтетического учета.

Данные для анализа исследуемых показателей необходимо подобрать за отчетный и предыдущий период времени. Надо собирать данные не только по результативным показателям, но и по факторным, с тем, чтобы детальнее раскрыть влияние отдельных факторов на уровень изучаемых показателей.

Собранный материал дипломник должен практически оценить с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизировать, тщательно обработать и оформить определенную информацию в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Студент должен проявить критический подход к ведомственным инструкциям и положениям, а также к организации и методике ведения учета и контроля, экономического анализа на исследуемом предприятии.

 

 

5 Структура и содержание дипломной работы

 

Дипломная работа должна включать следующие структурные элементы:

– титульный лист;

– реферат;

– содержание;

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

К дипломной работе прикладываются, но не подшиваются: задание по дипломной работе, отзыв научного руководителя, рецензия на дипломную
работу, а также (при наличии) – акты о внедрении в производство и (или) в учебный процесс, список публикаций.

Содержание размещается после реферата и включает наименование всех разделов (подразделов, пунктов) дипломной работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующей части работы.

Введение должно отражать:

– актуальность темы исследования;

– оценку современного состояния изучаемой проблемы;

– цель работы;

– задачи работы;

– основные исходные данные для разработки темы;

– краткий обзор библиографии по изучаемой теме.

Во введении следует раскрыть значение избранной темы и проблем, рассматриваемых в дипломной работе, обосновать актуальность и важность темы для конкретного предприятия и для экономики республики в целом. Там же отражается современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, ее новизна, предмет и объект исследования, указываются фамилии авторов библиографических источников, составляющих теоретическую базу дипломной работы. Объем введения не должен превышать четырех страниц машинописного текста.

Основная часть дипломной работы должна содержать следующие сведения:

– сущность, методику и основные результаты выполненной исследовательской работы;

– обоснование выбора направлений исследований, методов решения задач и их сравнительную оценку;

– теоретические и практические исследования, методы исследования, методы расчета;

– обобщение и оценку результатов исследований, их достоверности.

Основная часть состоит, как правило, из трех разделов, структура которых зависит от выбранной темы дипломной работы. Разделы разбиваются на подразделы, каждый из которых должен содержать законченную информацию, а представленные сведения должны сопровождаться собственными выводами и комментариями.

Первый раздел обычно носит теоретический характер. В нем раскрывается экономическая сущность предмета исследования, теоретико-методические основы и нормативно-правовое обеспечение его учета, анализа или контроля. В этом разделе следует отразить особенности учета и анализа по исследуемому предмету в современных условиях развития экономики, тенденции их развития. Необходимо также показать возрастающую роль и значение бухгалтерского учета, анализа и контроля в наиболее полном выявлении и мобилизации резервов соответствующих факторов производства, в улучшении конечных результатов хозяйствования.

В первом разделе работы при изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов со ссылкой на соответствующую литературу. При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных положениях и работах отдельных авторов, необходим критический и глубокий их разбор. После этого дипломник обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая при этом собственные аргументы. При освещении того или иного вопроса по бухгалтерскому учету в дипломной работе часто излагается установленный каким-либо положением (инструкцией) порядок. В этом случае нужно приводить полное наименование положения, инструкции, указания, письма, кем и когда они утверждены.

Во втором разделе дается краткая технико-экономическая характеристика организации, а затем излагается действующая практика (в зависимости от темы дипломной работы) бухгалтерского учета, контроля в данной организации или проводится экономический анализ в соответствии с выбранным объектом исследования. При характеристике организации следует особое внимание обратить на те стороны ее деятельности, которые влияют на организацию и методологию учета, контроля и экономического анализа на исследуемом участке работы.

Первым подразделом второго раздела дипломной работы является краткая технико-экономическая характеристика организации, на фактическом материале которой проводится исследование. Этому вопрос студент должен уделить особое внимание, так как от него во многом зависит глубина и комплексность исследования, объективность выводов и значимость выполняемой работы.

Краткая характеристика организации должна включать в себя информацию по следующим позициям:

– местонахождение;

– правовой статус;

– форма собственности;

– цель создания;

– основные направления и виды деятельности;

– организационная структура управления;

– основные партнеры на внутреннем и внешнем рынках;

– основные рынки сбыта продукции;

– динамика основных экономических показателей за 2 последних года.

Особое внимание следует уделить отраслевой или иной специфике хозяйственной деятельности организации, влияющей на методологию, методику и организацию учета, анализа и контроля.

Для изучения и оценки эффективности деятельности организации за последние два года составляется аналитическая таблица, в которой сводятся фактические данные годовых форм бухгалтерской и статистической отчетности, а также рассчитываются показатели эффективности использования основных средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Форма данной таблицы приведена в приложении Б.

Таблица должна сопровождаться аналитическими выводами, отражающими тенденции эффективности производственно-сбытовой деятельности организации и уровня ее платежеспособности и деловой активности, сложившиеся за отчетный период.

В завершении экономической характеристики необходимо обосновать актуальность темы дипломной работы для данного предприятия. При необходимости можно использовать иллюстративный материал в виде схем, графиков, а также таблицы, содержащие материал по проблеме исследования за 3–5 последних лет.

 Раскрытие действующей методики учета, контроля и анализа должно проводиться на основе заполненных документов, сводных и накопительных ведомостей, журналов-ордеров, машинограмм и других регистров учета, форм отчетности. Первичные документы и учетные регистры приводятся в приложении в порядке появления ссылок на них в тексте диплома. При этом в тексте диплома должны содержаться конкретные данные, цифры, наименования и прочая информация из приложенных документов и регистров, а также конкретные примеры, расчеты и т.п.

Содержание третьего раздела зависит от выбранной темы дипломной работы. Как правило, данный раздел должен быть посвящен вопросам совершенствования бухгалтерского учета или контроля на исследуемом предприятии, выявлению и реализации резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, улучшению ее финансового положения. Одно из важных требований к дипломной работе состоит в том, что предложения студента по совершенствованию учета, контроля или анализа должны носить не теоретический характер, а быть нацелены на практическую реализацию, то есть должны учитывать проблемы и особенности исследуемой организации. В дипломной работе должны содержаться расчеты, рекомендации по конкретному использованию результатов проведенного исследования; на конкретных данных обоснованы преимущества внедрения сделанных студентом предложений; показана возможность внедрения в отечественную практику бухгалтерского учета, анализа и контроля различных методов и методик, применяемых в развитых зарубежных странах (при наличии данного направления исследования в дипломной работе).

Заключение включает в себя краткие выводы по результатам выполненной дипломной работы:

– оценку полноты решения поставленных задач;

– рекомендации по конкретному использованию результатов проведенного исследования;

– оценку экономической эффективности их внедрения на практике.

Если определение экономической эффективности невозможно, то указывают народнохозяйственную, научную, социальную и иную значимость
работы.

В выводах кратко, но достаточно полно дается оценка постановки учета и контроля на предприятии, результатов анализа его хозяйственной деятельности. При этом основное внимание уделяется раскрытию причин положительных и отрицательных сторон деятельности предприятия. Предложения должны содержать рекомендации по дальнейшему улучшению учетно-аналитической работы, выявлению и использованию резервов повышения эффективности хозяйствования. Если подразделы дипломной работы заканчиваются практическими предложениями, то важнейшие из них должны быть снова отражены в заключительной части работы.

Объем структурного элемента «Заключение» не должен превышать двух страниц.

Список использованных источников содержит сведения о литературных источниках, которые были использованы при написании дипломной работы.

Источники располагают в порядке появления ссылок по тексту дипломной работы и нумеруют арабскими цифрами. Сведения об источниках приводят в соответствии с требованиями.

Приложения к дипломной работе подбираются в логической последовательности их использования по тексту дипломной работы. Состав приложений зависит от темы и содержания дипломной работы. В приложения рекомендуется включать материалы, имеющие практическую значимость и направленность и связанные с выполненной работой, которые не включены в основную часть. В качестве приложения к дипломной работе выносятся вспомогательные таблицы и расчеты, схемы, документы первичного учета и учетные регистры, формы отчетности.

Количество и качество приложений свидетельствуют о том, насколько глубоко и конкретно студент изучил практические и теоретические материалы по избранной теме, показывает тщательность подбора этих материалов. Приложенные учетные регистры и формы отчетности являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.

Допускается использование в качестве приложений ксерокопий при невозможности воспроизведения фактической учетно-аналитической информации на первичных документах и бланках отчетности. Не допускается использование в качестве приложений незаполненных бланков.

 

 

6 Оформление дипломной работы

 

6.1 Общие требования к оформлению дипломной работы

 

Страницы текста дипломной работы должны соответствовать формату А4 (210 ´ 297 мм). Допускается представлять иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ на листах формата А3 (297 ´ 420 мм).

Дипломную работу оформляют с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги через один межстрочный интервал (38–42 строки на странице) шрифтом 14 пунктов. Высота строчных букв, не имеющих выступающих элементов, должна быть не менее 2 мм. Рекомендуется использовать компьютерные возможности акцентировать внимание на определениях, терминах, важных особенностях (шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др.)

Объем дипломной работы должен составлять 50–70 страниц текста, напечатанного в соответствии с предъявляемыми требованиями.

При оформлении дипломной работы выбирается единый вид нумерации таблиц, рисунков и формул (или в пределах раздела дипломной работы или сквозной).  

 

6.2 Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и должен иметь стандартное оформление.

На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование министерства;

- наименование учебного заведения (полное, без сокращений);

- наименование факультета;

- наименование кафедры, на которой выполнена дипломная работа;

- гриф допуска дипломной работы к защите;

- наименование дипломной работы;

- вид работы;

- фамилия, инициалы студента-исполнителя;

- фамилии, инициалы научного руководителя и консультанта (если он есть), их ученые степени и ученые звания;

- фамилия, инициалы, ученая степень и ученое звание рецензента;

- город и год выполнения дипломной работы.

Титульный лист печатается шрифтом 14 пунктов. Наименование дипломной работы печатается полужирным шрифтом 15 пунктов с заглавной буквы. Форма и образец заполнения титульного листа представлены в приложениях В и Г.

 

6.3 Задание по дипломной работе

 

Задание по дипломной работе включает следующие данные:

– точное наименование темы дипломной работы в соответствии с приказом о распределении тем дипломных работ;

– срок сдачи студентом выполненной и оформленной в соответствии с требованиями дипломной работы на кафедру;

– исходные данные к дипломной работе;

– перечень подлежащих разработке вопросов;

– календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов; отметками о датах фактического представления выполненных этапов; замечаниями и подписью руководителя о выполнении каждого этапа;

– дату выдачи задания;

– подписи научного руководителя и студента-дипломника.

При необходимости указывается консультант по дипломной работе.

Форма задания и образец его оформления представлены в приложениях Д, Е, Ж.

 

6.4 Реферат

 

Реферат должен в кратком виде, в объеме до одной страницы, содержать:

– сведения об объеме дипломной работы, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений;

– перечень ключевых слов. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста дипломной работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатают строчными буквами в строку через запятые, без переносов слов и без точки в конце перечня.

Текст реферата должен отражать:

– объект исследования;

– цель дипломной работы;

– методы исследования;

– задачи дипломной работы;

– полученные результаты;

– предложения;

– область применения;

­– экономическую эффективность (практическую значимость).

Оптимальный объем текста реферата – 850 печатных знаков, но не более одной страницы машинописного текста.

Форма реферата и примеры его оформления представлены в приложениях К, Л  и М.

В объем работы не включаются страницы приложений, но входит номер страницы заголовочного листа «Приложения».

 

6.5 Содержание

 

Содержание дипломной работы размещают после реферата с новой страницы и, при необходимости, продолжают на следующих листах.

Структурный элемент «Содержание» начинают с заголовка, который записывают в верхней части страницы посередине с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

В элементе «Содержание» приводят наименования структурных элементов работы, порядковые номера и заголовки разделов, подразделов (при необходимости – пунктов) основной части работы.

После заголовка каждого элемента ставят отточие и приводят номер страницы дипломной работы, на которой начинается данный структурный элемент.

В элементе «Содержание» обозначения подразделов приводят после абзацного отступа, равного двум знакам, относительно обозначения разделов, а обозначения пунктов – после абзацного отступа, равного четырем знакам, относительно обозначения разделов.

При необходимости продолжение записи заголовка раздела, подраздела или пункта на второй (последующей) строке выполняют, начиная от уровня начала этого заголовка на первой строке.

Пример оформления содержания приведен в приложении Н.

 

6.6 Заголовки

 

Следующие элементы работы имеют свои заголовки: структурные части работы, разделы, подразделы, пункты и подпункты основной части, таблицы, рисунки, приложения. Правила оформления названий и заголовков таблиц, рисунков, приложений рассматриваются в соответствующих подразделах.

Заголовки структурных элементов работы (кроме элемента «Содержание») следует печатать с абзацного отступа, начиная с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Их выделяют полужирным шрифтом увеличенного размера (15 пт.).

Разделы, подразделы, пункты и подпункты основной части следует нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют внутри соответствующего раздела. При этом номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

Пункты нумеруются внутри соответствующего подраздела. Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделённые точкой.

В заголовке раздела, подраздела, пункта номер предшествует названию. Заголовки разделов, подразделов и пунктов основной части печатают, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках разделов не допускаются. Последующие строки заголовка печатают без абзацного отступа (с выравниванием по левому полю).

Расстояние между заголовками разделов, подразделов (и пунктов) основной части и последующим текстом должно быть равно 2 интервалам (2 строки).

Каждую структурную часть дипломной работы (введение, разделы основной части, заключение и т.д.) следует начинать с нового листа.

 

6.7 Основной текст

 

Основной текст начинают печатать через 2 междустрочных интервала после заголовка структурной части, раздела и подраздела. Шрифт печати должен быть прямым (не курсивным), светлого (не жирного) начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Шрифт основного текста имеет размер 14 пунктов.

Текст печатается с абзацного отступа, равного пяти знакам, с выравниванием по ширине, с переносом слов.

Количество знаков в строке должно составлять 60–70, строки печатаются через одинарный межстрочный интервал, количество текстовых строк на странице – 38–42.

Текст дипломной работы печатают, соблюдая следующие размеры полей: верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.     

Допускается вписывать отдельные слова, формулы, условные знаки пастой черного цвета, приближая их по плотности к плотности основного текста.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие имена собственные в дипломной работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык дипломной работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

При использовании условного обозначения или аббревиатуры впервые, она должна быть упомянута в скобках после полного словосочетания.

В тексте дипломной работы допускается использовать сокращения русских слов, слов и словосочетаний на белорусском языке и иностранных языках.

Например, с. – страница; г. – год; гг. – годы; т.е. – то есть; т.п. – тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; см. – смотри. Римские цифры, даты, указанные арабскими цифрами, и количественные числительные не должны иметь падежных окончаний.

В тексте дипломной работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»), знаки без числовых значений № и % (следует писать словами «номер», «процент»).

Перечисления. В тексте дипломной работы могут быть приведены перечисления. Каждая позиция перечисления начинается с абзацного отступа (вторую и последующие строки перечисления приводят без абзацного отступа с выравниванием по ширине). Перед каждой позицией перечисления следует ставить короткое тире. Если по тексту делается ссылка на пункт перечисления, то пункты маркируют строчными буквами, после которых ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечисления необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, и приводить их со смещением вправо на два знака относительно символов перечислений, обозначенных буквами.

При любом варианте текст позиции перечисления начинается со строчной буквы, а  завершается (кроме последней) точкой с запятой.

При необходимости систематизации и обобщения материала по пунктам их нумеруют арабскими цифрами без точки, а текст начинают с заглавной буквы, в конце ставится точка.

Числовые значения и единицы величин. Числовые значения следует указывать в дипломной работе с разумной степенью точности. В дробных числах не допускается заменять точкой запятую.

В ряду значений одного и того же показателя должно быть одинаковое число знаков после запятой. Разрядность должна соблюдаться, даже если значение показателя целое или не содержит младших знаков.

Если в тексте дипломной работы приведен ряд числовых значений величины, выраженных в одной и той же единице величины, то ее обозначение указывают только после последнего числового значения.

Римские цифры следует применять только для обозначения сорта, категории, класса изделия, кварталов, года, полугодия. Они не должны иметь падежных окончаний.

В кодах бухгалтерских счетов порядки субсчетов разделяются точкой. Например, 90.1 «Выручка от реализации».

Ссылки. В тексте дипломной работы должны содержаться внутренние и внешние ссылки. Внутренние ссылки могут осуществляться на разделы, подразделы, графический материал, формулы, таблицы, приложения. При этом в тексте работы следует писать «… представлен на рисунке 3», «…рассчитаем по формуле (1.5)», «… по данным таблицы 4» и т.п.

Внешние ссылки осуществляются на источники из списка использованных источников. Для этого в квадратных скобках указывается номер источника, под которым он значится в библиографическом списке, с указанием страницы или страниц, на которых размещена используемая информация. Например, «как отмечает Ефимова О.В., данный коэффициент характеризует степень мобильности собственного капитала [5, с.8]».

Сведения об источниках в списке использованных источников следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте дипломной работы и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа (последующие строки печатаются без абзацного отступа).

При необходимости ссылки на несколько авторов одновременно в квадратных скобках их номера разделяют точкой с запятой.

 

Например:

 

Авторы Шеремет А.Д., Ефимова О.В., Ковалев А.П. придерживаются одной концепции в определении сущности финансовой устойчивости организации [17, 18, 19].

Авторы Борисов А.Ю., Гаврилов К.И., Коренев В.А., Шишкин П.Д. рекомендуют рассчитывать данный показатель по формуле (9) [17, с.34; 18, с.112; 19, с.28; 20, с.315].

 

При использовании заимствованной части сведений из использованного источника в ссылках дополнительно указываются номера таблиц, рисунков и т.п. Например, структурно-логическая факторная модель рентабельности активов может быть представлена, по мнению Стражева В.И., в виде схемы на рисунке 6 [7, с.23, рисунок 1.5].

В тексте дипломной работы должны содержаться ссылки на все использованные источники.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны страницы.

Сноски в тексте обозначаются надстрочными индексами – знаками сноски – с использованием последовательной нумерации для каждой страницы отдельно. Знак (номер) сноски ставится арабскими цифрами со скобкой или в виде одной, двух или трех звездочек на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом сноски. Текст сноски печатают уменьшенным шрифтом (12 пт) с прописной буквы, в конце ставят точку. На каждой странице используют отдельную систему нумерации (обозначений сносок).

Примечания ­позволяют дополнительно раскрыть, например, отдельные частные случаи и условия применения положений и методик, особенности сбора и обработки исходных данных таблицы, пояснить структурные элементы схемы. Примечания размещаются непосредственно после текста, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Примечания записываются с прописной буквы с абзаца. В конце текста примечания ставят точку. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится короткое тире. Одно примечание не нумеруется. Если два или более примечаний сгруппированы вместе, они имеют последовательную нумерацию и располагаются под самостоятельным заголовком «Примечания». Например:

 

Примечания

1 _______________________________________________

2 _______________________________________________

 

Текст примечания печатают шрифтом уменьшенного размера (12 пт.).

Примеры используются для иллюстрации отдельных положений, методик, излагаемых в работе, но только в том случае, если фактические данные объекта исследования не позволяют этого сделать. Примеры оформляются в том же порядке, что и примечания.

 

6.8 Нумерация страниц

 

Структурные части готовой дипломной работы подшиваются в следующей последовательности:

– титульный лист;

– реферат;

– содержание;

– введение;

– основная часть (разделы и подразделы по содержанию);

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Дипломная работа должна иметь сквозную нумерацию страниц по всему тексту работы, включая приложения.

Страницы дипломной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижнего поля листа без точки. Номер страницы пишется тем же шрифтом, что и основной текст дипломной работы.

Задание на дипломную работу и реферат в нумерацию страниц не включаются и не нумеруются. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц дипломной работы, но номер на нем не проставляется. Номера страниц проставляются, начиная со второй страницы, т.е. с листа «Содержание».

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации, таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

 

6.9 Таблицы

 

Для систематизации и структуризации цифровой информации в дипломной работе рекомендуется использовать таблицы. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Если таблица после ссылки на нее не помещается целиком на той же странице, то для лучшего восприятия ее рекомендуется размещать на следующей странице. При этом предыдущая страница должна быть полностью заполнена текстом. Как правило, таблицы располагают на странице вертикально. Допускается горизонтальное расположение таблицы. В этом случае она размещается на отдельной странице, а номер страницы проставляется в установленном порядке. Таблицы располагают таким образом, чтобы головка таблицы размещалась в левой части страницы, так, чтобы таблица читалась с поворотом по часовой стрелке.

Каждая таблица обязательно должна сопровождаться поясняющим текстом. На все таблицы должны быть ссылки в тексте дипломной работы. Например, «Как следует из данных таблицы 1, …».

Таблицы оформляют в соответствии с рисунком 1.

 

 





Таблица ____ - ______________________________________________

                        номер                         наименование таблицы

                                     ______________________________________________

                                                 продолжение наименования таблицы

 

 

 

 

 
           
           
           
           
           
Боковик (графа для заголовков строк)

Графы (колонки)

 

Рисунок 1 - Пример оформления таблицы

 

Таблица должна иметь заголовок. Он включает в себя слово «Таблица», которое записывают полужирным шрифтом уменьшенного размера (12 пт) слева над таблицей с абзацного отступа. После него приводят номер таблицы (без точки), короткое тире и наименование. Наименование должно быть кратким, но отражающим суть представленных данных, объект и период, к которым они относятся. Его записывают с прописной буквы полужирным шрифтом (12 пт.).

Переносы слов в наименовании таблицы не допускаются. Головка таблицы должна быть отделена от остальной части сдвоенной линией.

Нумерация таблиц является сквозной (порядковой) в пределах всего текста дипломной работы. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела дипломной работы. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Заголовок печатается через строчный интервал (1 пустую строку) после предыдущего текста. Между заголовком и таблицей, а также после таблицы и последующим текстом вставляется строчный интервал (1 пустая строка). Если заголовок таблицы занимает более одной строки, то его продолжение выравнивается по первой букве начала заголовка в первой строке. Например:

 

Таблица 2.7 - Структура затрат на производство продукции РУП «Гомсельмаш» за первый квартал 20___ г.

 

Таблицы приложений имеют отдельную нумерацию. При этом номер состоит из арабской цифры с добавлением перед ней обозначения приложения. Например:

 

Таблица В.2 - Группировка оборудования по возрастному составу на   РУП «Измеритель» в 20__ г.

 

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости, допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Заголовки граф и строк следует печатать шрифтом уменьшенного размера (12 пт.) с прописной буквы; подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Ключевые слова заголовков и подзаголовков граф указывают в единственном числе. В конце заголовков и подзаголовков граф точки не ставят. Не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями.

Если таблица расположена на одной странице, графы таблицы не
нумеруются.

Графы таблицы нумеруются в том случае, если таблицу необходимо перенести на другую страницу, если необходимо давать ссылки на них по тексту диплома и если в таблице указывается методика расчетов. Графы нумеруются арабскими цифрами. Если в графе таблицы приведены расчетные данные, то после подзаголовка графы через запятую до указания единиц измерения приводится алгоритм расчета со ссылкой на графы с исходными данными.

Строки таблицы обязательно нумеруются, если на них даются ссылки в тексте работы, а также, если в таблице приводятся расчеты. Строки таблицы нумеруются арабскими цифрами (без точки). Не допускается включать в таблицу графу «Номер по порядку» («№ п/п»). При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием без точки. Если данные имеют выраженную структуру, необходима многоуровневая нумерация строк. В строках, содержащих рассчитанные показатели, приводится алгоритм расчета через запятую после заголовка строки, до указания единиц измерения.

В случае оформления сложных расчетов, например, факторного анализа, в таблицу допускается вводить графы для обозначений и алгоритмов расчета показателей. Обозначения могут указывать на исходные данные, размещенные в другой таблице, и должны соответствовать символам или обозначениям, использованным в формулах факторных моделей или показателей, приведенных в первом разделе. Обозначения могут быть указаны в скобках после наименования показателя.

Условное обозначение каждого показателя должно быть одним и тем же для всей дипломной работы.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, то ее наименование необходимо помещать после заголовка над таблицей справа, начиная с предлога «В», а при делении таблицы на части – над каждой ее частью. Например: В миллионах рублей.

 


Пример

 

Таблица 2.7 - Обновление и модернизация основных средств ЧУП
«Гомельская фабрика мороженого» в 20__ г.

 

В миллионах рублей

Вид оборудования

Затраты на проведение мероприятий

Источники финансирования

собственные средства бюджетные средства кредит и другие заемные средства

 

Если числовые значения показателей выражены в разных единицах измерения, то их обозначения указывают после показателя через запятую.

Числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, как правило, указывают один раз. Повторяющийся текст или часть фразы в строках при первом повторении заменяют словами «То же», а далее – кавычками. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (короткое тире).


Объемные текстовые данные выравниваются по верхнему и левому краям ячейки таблицы, состоящие из одного-двух слов – по верхнему краю и по центру ячейки.

Числовые значения показателя располагают на уровне последней строки наименования показателя.

Число в ячейке таблицы выравнивается: по горизонтали – по центру, по вертикали – по нижнему краю (на уровне последней строки наименования показателя). При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (короткое тире). Коды бухгалтерских счетов необходимо выравнивать по центру ячейки.

Все графы и строки таблицы, как правило, должны быть полностью разлинованы.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью. Над другими частями слева с абзацного отступа пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы. Например, «Продолжение таблицы 1.2». При переносе таблицы горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, проводят только под последней частью.

 

6.10 Формулы

 

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку, вставляя один пустой межстрочный интервал до формулы, после формулы и после пояснения символов.

Формулы и уравнения, за исключением формул и уравнений в приложении, следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например, «... в формуле (1.4)».

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «... в формуле (А.3)».

Совмещение в формулах буквенных обозначений латинского и греческого алфавитов с буквами русского алфавита не допускается.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия с абзацного отступа, а после формулы ставят запятую, вторая и последующие строки – без абзаца (с выравниванием по левому полю). Если пояснение символа располагается на двух строках, то вторая строка выравнивается по левому крайнему полю. Одно и то же обозначение может встречаться в нескольких формулах, в этом случае допускается его пояснять только после первого упоминания. Например:

    

                                           О = МО ´ МЗ,                                        (1.5)

 

где О – объем продукции, млн. руб.;

МО – материалоотдача, руб.;

МЗ – материальные затраты, млн. руб.   

 

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

При подготовке формул рекомендуется использовать встроенный редактор формул Microsoft Equation (меню «Вставка – Объект») или другие специальные редакторы, например MathType (http://www.dessci.com).

 

6.11 Графический материал

 

Графический материал – рисунки (схемы, графики, и т.п.) помещают в текст работы для ее лучшего понимания, а также с целью установления свойств или характеристик объекта разработки. На графический материал должна быть дана ссылка в тексте. Основной вид графического материала, используемого в дипломных работах по экономической тематике – диаграммы, схемы, графики.

Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота листа дипломной работы, или с поворотом по часовой стрелке.

Графический материал должен иметь заголовок, который помещают под ним. Наименование рисунка пишется с абзацного отступа непосредственно под рисунком. Точка в конце не ставится. Если название рисунка занимает более одной строки, то его продолжение выравнивается по левому краю без абзацного отступа.

Графический материал, за исключением материала приложений, нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией, приводя номер после слова «Рисунок». Допускается нумерация графического материала в пределах раздела. В этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Слово «Рисунок» и его номер приводят под графическим материалом и печатают с абзацного отступа полужирным шрифтом уменьшенного размера (12 пт.). Далее приводят его тематическое наименование, отделенное коротким тире от номера рисунка, вторую и последующие строки наименования печатают без абзаца с выравниванием по левому полю. Перенос слов в наименовании рисунка не допускается. Например:

 

Рисунок 2.5 - Структурная диаграмма объема экспортной деятельности РУП «Измеритель» в 20__ г.

 

После заголовка следует оставить строчный интервал. На рисунках допускается использование шрифтов различных гарнитур, при этом все рисунки дипломной работы должны иметь единое стилистическое решение.

При необходимости под графическим материалом помещают поясняющие данные. Слово "Рисунок" и наименование помещают после поясняющих данных.

6.12 Список использованных источников

 

Список использованных источников содержит сведения о литературных источниках, использованных при написании дипломной работы. В него включаются только те источники, материал которых непосредственно использовался при проведении исследования. На каждый источник должна быть оформлена ссылка по тексту дипломной работы. Литературные источники в библиографическом списке располагаются в порядке появления ссылок на них по тексту дипломной работы и нумеруются арабскими цифрами (без точки). Каждый источник располагают с абзацного отступа. При оформлении источника знак двоеточия отделяется пробелами с обеих сторон.

Если в законодательный или иной нормативно-правовой акт изменения и дополнения вносились несколько раз, то данный источник приводится с указанием его последней по сроку редакции.

Сведения об источниках, включенных в список, приводят в соответствии с требованиями библиографического описания источников в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003.

Описание электронных ресурсов производится по ГОСТ 7.82 – 2001.

При использовании материалов из сети Интернет, указание источника в виде названия сайта и адреса Интернет является недостаточным. Необходимо руководствоваться общими правилами библиографического описания: указать первого автора (если есть), название публикации; ответственных за содержание публикации (авторы, редакторы); сведения об издании, изменениях и дополнениях, редакции, версии документа; основное и дополнительное название сайта; ответственных за издание сайта (автор, организация, редакция); место (адрес автора) и год редакции сайта (если известно); режим доступа (полный URL статьи), дата доступа, другие поля библиографического описания, при наличии в источнике информации для них. Те же требования предъявляются к описанию нормативных актов, материалов из электронных справочных систем и сборников («Эксперт», «Бизнес-Инфо», «Консультант Плюс», «Эталон»).

Библиографическое описание использованной литературы оформляется следующим образом.

 

1) законы и нормативные акты (в т. ч. из электронных сборников):

 

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

2 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.

3 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь от 18 окт. 1994 г. № 3321-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 26 дек. 2007 г. // Бизнес-инфо: Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО "Профессиональные правовые системы"; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и прогр. – Минск, 2012.

4 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. – Минск: Амалфея, 2005. – 83 с.

5 Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 14 июня 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь: Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2012.

6 Налоговый кодекс Респ. Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 янв. 2012 г. // Эксперт 2: Информационная правовая система по законодательству Респ. Беларусь / ОДО "Экспертцентр"; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и прогр. – Минск, 2012.

7 О совершенствовании работы с населением: декрет Президента Респ. Беларусь от 14 янв. 2005 г., №2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – №7. – С.3–5.

8 О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности: указ Президента Респ. Беларусь от 12 февр. 2004 г., №67 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. –  №26. –  С. 26–27.

9 Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г. № 111 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 11, 8/24675.

10 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановл. М-ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 143, 8/24548.

11 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: утв. постановл. М-ва финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2011 г. № 102 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 12, 8/24697.

12 Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования:                                                  Респ. Беларусь, М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011 г. № 140/206 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 19, 8/24865

13 Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»: утв. постановл. М-ва финансов Респ. Беларусь от 17 апр. 2002 г. № 62: с изм. и доп.: текст по состоянию на 26 мая 2008 г. // Эталон 6.1: Эталонный банк данных правовой информации Респ. Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и прогр. – Минск, 2012.

14 Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками: утв. Правлением Нац. банка Респ. Беларусь 30.04.04: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2005. – 23 с.

15 Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков: утв. постановл. Совета директоров Национального банка Респ. Беларусь от 21 марта 2007 г., №87 // Банковский вестник. – 2007. – №18. – С.22–105.

 

2) книги, если количество авторов менее четырех:

 

1 Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с.

2 Черкасов, В. Е. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты: учеб.-практ. пособие / В. Е. Черкасов, Л. А. Плотицина. –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: