Доля производителей ERP-систем, 2013 г

ERP-системы

Понятие ERP систем (Enterprise Resource Planning — управление ресурсами предприятия) было введено в 1990 году аналитиком из компании Gartner Ли Уайли (Lee Wylie) для обозначения крупных интегрированных систем, которые обеспечивают контроль за осуществлением продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Развитие систем для автоматизации бизнес-процессов шло по пути последовательного усложнения и интеграции различных систем в едином пакете. Сначала появились системы планирования потребностей в материалах MRP (materials requirements planning), на смену им пришли более сложные системы планирования производственных ресурсов MRP II (manufacturing resource planning). И уже на смену MRP II пришли системы ERP. Рынок ERP-систем формировался, как интегрированные пакеты для крупных корпораций. Наиболее известные решения были предложены компаниями SAP, Oracle, Baan, PeopleSoft, JD Edwards. В 2000-х годах появились системы для малого и среднего бизнеса, среди наиболее известных поставщиков можно назвать Microsoft и Sage Group.

Для российских компаний в 90-е годы был злободневным вопрос, как проводить автоматизацию своего бизнеса. Дело в том, что в компаниях к тому времени уже образовался большой лоскутный набор различных разрозненных систем и перед ними встал вопрос – что делать дальше? Снести все и строить новые единые системы автоматизации или развивать существующие IT-системы путем дальнейшей интеграции. При этом если выбирать первый путь, то какие системы ставить, отечественные или зарубежные?

На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ, так как решение зависит от конкретных задач автоматизации, крупности предприятия и возможного набора уже установленных систем. ERP-системы – один из наиболее сложных по функционалу продуктов среди бизнес-систем. Обычно платформы включают не менее десятка блоков, автоматизирующих все ключевые участки деятельности компании. Крайне редко компании устанавливают все модули, которые предлагает производитель. Как правило, используется лишь часть функционала, обычно 30-50%. При этом, по оценке Tadviser, даже если заказчик установил полную платформы ERP, КПД системы может оказаться на уровне 30-40%.

Опрошенные компанией TAdviser IT-специалисты говорят, что к наиболее часто внедряемым контурам относится дистрибуция, производство и финансы. Реже всего, по мнению экспертов 1С, используется такой функциональный блок как "зарплата" и "кадры". Чаще всего это связано с тем, что у компаний на момент внедрения ERP уже установлены кадровый блок и блок учета зарплат. Кроме того, иностранные системы довольно сложно адаптировать под российское кадровое делопроизводство, поэтому пользователи ставят российские программы.

Достаточно редко среди функциональных блоков ERP-систем в России используют планирование продукции (Production Planning – PP), управление качеством (Quality Management – QM), расширенное управление складом (Extended Warehouse Management – EWM), управление цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM), а также управление имущественными фондами и активами, управление себестоимостью, слабо используются функции корпоративного управления ресурсами.

Посмотрим на доли рынка основных поставщиков систем ERP в России. Много лет компания IDC проводит исследование российского ERP-рынка. Последние годы примерно половину рынка занимает компания SAP, быстро росла доля «1С», забирая проценты у своих конкурентов. Уже к 2010 году «1С» занимала долю около четверти рынка. К 2012 году «1С» заняла прочную 2-ую позицию, однако показала самую низкую динамику по сравнению с пятеркой лидеров. Доля SAP, по данным IDC, составила 49,9% (рост в абсолютных показателях — 13,3%), «1С» - 29,2% (+1,8%), Oracle — 8,0% (+16,8%), Microsoft — 6,8% (+7,9%), “Галактика” — 2,0% (+36,9%). Результаты 2013 года показывают, то расстановка сил осталась прежней за исключением того, что Microsoft опередила Oracle: SAP (49,9%), «1С» (30,5%), Microsoft (7,8%), Oracle (5,6%), «Галактика» (1,9%). Их суммарная доля — 95,7% рынка (год назад — 95,9%). Два поставщика — SAP и «1С» контролируют более 80% рынка.

Доля производителей ERP-систем, 2013 г.

Источник: IDC

В 2013 году IDC оценила рынок объем рынка в $1,07 млрд, что на 5,9% больше по сравнению с предыдущим годом ($1,015 млрд). Объем российского рынка систем управления предприятием будет расти в течение ближайших пяти лет в среднем на 3,4% ежегодно, поддерживаемый спросом со стороны предприятий процессного производства и сферы торговли, доля которых на рынке составила более 40%.

По мнению аналитиков IDC, стабильный прирост клиентской базы идет главным образом за счет малого и среднего бизнеса. Во многих случаях клиенты предпочитают комплексным и дорогим системам внедрение узкоспециализированных функциональных компонентов, например, EAM, HRM или CRM. Растет спрос на вертикально ориентированные решения. Такой выбор обусловлен не только сократившимися IT-бюджетами, но и растущей зрелостью самих заказчиков касательно вопросов, связанных с использованием ИТ для автоматизации их бизнес процессов.

Ожидается, что рост рынка будет поддерживаться за счет спроса со стороны предприятий процессного производства, сферы торговли, ЖКХ, транспорта и государственных учреждений. Также прогнозируется рост интереса к решениям ERP-систем у учреждений здравоохранения, образования и муниципального сектора.

Председатель правления корпорации «Галактика» Дмитрий Черных видит драйверы роста IT-рынка в возрастающей конкуренции на рынках, на которых работают клиенты компании. «В условиях, когда рынок позволяет получать высокую маржу, о комплексной автоматизации, как правило, не задумываются, - отмечает он. - Как только операционная прибыль начинает падать (обычно из-за действий конкурентов), компания стремится найти способы минимизировать потери и усилить контроль, без использования комплексной системы сделать это практически невозможно. – Кроме того эксперт отмечает, - ещё до введения санкций по отношению к российским компаниям, многие предприятия планировали выход на IPO. Необходимое условие для этого – «прозрачность» бизнеса, обеспечить которую может только интегрированая информационная система».

Осенью 2014 года аналитический центр TAdviser опубликовал собственный обзор рынка ERP-систем в России, который в 2013 г., который, по их данным, составил $95,4 млрд (включая продажу лицензий, услуг по внедрению и сопровождению программ, а также облачных сервисов). В своих предсказаниях относительно дальнейшего развития ситуации TAdviser с IDC не соглашается, давая более консервативную оценку перспективам развития этого сегмента. TAdviser отмечает замедление спроса на ERP-системы, начавшееся еще в 2012 г., и на обозримую перспективу дает умеренно негативный прогноз (причем, в рублях). По итогам 2014 г., в зависимости от реализуемых макроэкономических сценариев, рынок в лучшем случае сохранится на уровне плато, а в худшем потеряет до 5-7% своего объема, отмечают в компании.

О стагнации на рынке свидетельствует снижение числа ERP-проектов в базе TAdviser в 2013 г. относительно предыдущих периодов. Всего на июль 2014 г. их насчитывалось 7,6 тыс., из которых в 2012 г. было завершено 634 проекта, а в 2013 — уже только 433.

Участники рынка ERP с осторожностью оценивают его перспективы и ожидают позитива от российского рынка ERP-систем только в узких секторах. Так, многие уверены, что продолжатся активные внедрения в госструктурах, где на волне запретов на использование зарубежных технологий в перспективе 2-3 лет может возникнуть волна перехода на отечественное ПО. Также точкой роста останется сегмент облачных ERP-решений, особенно они будут востребованы малым бизнесом для элементарных функций учета, считают аналитики.

«Банковский рынок будет стабильно расти, надеется генеральный директор компании «Синимекс» Андрей Сыкулев. - То же самое касается рынка телекома, потому как предпосылок для уменьшения объема рынка нет. Люди не перестанут разговаривать по телефону и появляющиеся новые технологические возможности не перестанут быть востребованы. В конечном итоге все определяется спросом и настроением людей, - поясняет он. - Наверное, тяжелее придется сектору промышленности, хотя многое зависит от того, как повернется политико-экономическая ситуация в ближайшие месяцы».

«Мы планируем укреплять наши традиционные направления, такие как работа с телекоммуникационным, банковским, государственным секторами и ТЭК, - уточняет Андрей Сыкулев. - Мы начали плотно сотрудничать с розничным направлением, нефтегазовым сектором, выполнили ряд проектов в промышленной отрасли. Мы развиваем новые компетенции, если видим, что это интересно заказчикам. Перечисленный секторы показывают сейчас наибольший спрос в области автоматизации».

Реальный разворот, который начался у заказчиков в сторону восточных и отечественных поставщиков решений и услуг отмечает президент компании "Открытые технологии" Сергей Калин. «Кроме того, - отмечает он, - готовится к изменению парадигма информатизации в региональных органах государственной власти: с одной стороны, идет уменьшение финансирования со стороны федерального центра, с другой стороны – регионам дают больше инициатив по государственно-частному партнерству. Пока эта история только начинается, и нормативно-правовая база только разрабатывается, но в перспективе она обещает быть интересной».

«В нынешнем году ситуация стала коренным образом меняться, - подчеркивает председатель правления корпорации «Галактика» Дмитрий Черных. - Главная причина всем известна – санкции и политика импортозамещения. В результате этих бурных изменений появились новые интересные рынки. Те группы клиентов, которые находились в «спящем» состоянии, внезапно активировались. Мы уже начали заключать контракты с предприятиями, для которых был важен именно тот факт, что наше ПО - российское и функционально вполне способно заменить импортные аналоги, - продолжает Дмитрий Черных. - И даже те клиенты, которые раньше не интересовались нашими ERP-системами, стали проявлять активный интерес к «Галактике». Прежде всего, госкорпорации и оборонно-промышленные предприятия, которые раньше приносили нам не более 5-10%. Сейчас эти компании озадачились тем, чтобы быстро внедрить средства эффективного управления. Клиентский сегмент вырос в портфеле наших проектов на 50% к этому моменту. Второй фактор заключается в том, что западные компании, обладающие гораздо большими, чем у нас, финансовыми и маркетинговыми ресурсами, начали терять свои позиции на рынке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: