Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства

На основе финансовой политики строится финансовая деятельность государства - специфическая деятельность государства в лице его уполномоченных органов по мобилизации денежных средств в доход государства и их распределению и использованию в соответствии с функциями государства и задачами, стоящими перед ним. В процессе финансовой деятельности государству необходимо: обеспечить образование государственных фондов денежных средств и их целевое использование в соответствии с поставленными целями и задачами; обеспечить распределение и перераспределение общественного продукта на основе требований экономических законов; осуществить государственный контроль за финансовыми потоками.

Финансовая деятельность государства реализуется в различных формах: в форме законодательной деятельности, направленной на создание нормативной правовой базы, регулирующей финансовые отношения, в форме исполнительно-распорядительной, заключающейся в непосредственном образовании, распределении и использовании государственных денежных фондов.

Основными элементами финансовой деятельности государства выступают: мобилизация средств (формирование денежных фондов); распределение и использование средств (фондов) для решения стоящих перед государством задач и выполнения им своих функций.

Мобилизация денежных средств имеет своей целью аккумулирование средств, создание ресурсной базы.

Задачи, которые необходимо решить в процессе мобилизации финансовых ресурсов, заключаются в: определении размера средств, которые могут быть мобилизованы; учете резерва денег; учете налогоплательщиков и их возможностей; увеличении объема поступления средств.

Методы, которые используются в процессе мобилизации, подразделяются на обязательные - поступление денег в доход государства от различных субъектов в силу закона в строго установленных размерах и в определенные сроки и добровольные - поступление средств в силу заинтересованности субъекта в их предоставлении (привлечение средств в доход государства путем займов, проведения лотерей, приватизации, государственного кредита).

Цель распределения и использования средств - решение стоящих задач, выполнение государством своих функций, обеспечение социально-экономического развития страны. Задачи, решаемые в процессе распределения и использования средств, заключаются в: учете объектов и направлений распределения средств; учете потребностей и нужд в средствах; определении размеров и сроков использования средств; учете и отчетности, контроле за использованием средств; обеспечении сохранности средств и их рациональном использовании; стимулировании производства с целью его развития и повышения эффективности.

При этом используются такие методы, как финансирование - целевое, безвозмездное и безвозвратное предоставление средств и кредитование - предоставление средств на условиях возвратности, срочности, платности, материальной обеспеченности и целевого характера их использования. Финансирование и кредитование могут осуществляться в различных формах. Так, финансирование может выступать в форме субсидий, дотаций, субвенций; кредитование - в виде беспроцентного, либо процентного кредита. Для обеспечения функционирования финансовых отношений на всех уровнях создаются специальные учреждения, обслуживающие данные отношения.

 

Понятие, предмет и метод финансового права

Финансовое право РБ является отраслью права в системе права РБ, относится к публичному праву и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на мобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачами и функциями государства.

Предметом финансового права являются общественные отнош-я, возникающие в процессе финансовой деят-ти государства, то есть в процессе мобилизации (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.

Методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями:

1. Властные предписания исходят от уполномоченных гос. органов или органов местного управл-я и самоуправления.

2. Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнить его, поскольку оно - односторонне властным.

Метод властных предписаний характеризуется императивностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей. государственный орган, уполномоченный давать властные предписания, сам обязан руководствоваться императивными требованиями законов и подзаконных актов. Характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права.

Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладает юридически властными полномочиями в отношении др. стороны, а последняя - нет.

в рамках финансового права, возможно, существование некоторых договорных отношений, что является новым подходом в регулировании финансовых правоотношений на современном этапе развития финансового права РБ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: