Характеристика стадии составления и утверждения отчета об исполнении бюджета

Относительно процессуально-правового статуса отчета об исполнении бюджета за минувший финансовый год высказываются различные точки зрения. В бюджетно-правовом институте присутствуют процессуальные действия, относимые к самостоятельным стадиям бюджетного процесса: составление, рассмотрение и утверждение. Бюджетный кодекс относит подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета к самостоятельной стадии. но правильнее было бы отнести эти процессуальные действия к стадии исполнению бюджета, т. к. Исполнение любого обязательства в юриспруденции связывается с тем, что исполнитель обязан отчитаться о проделанной работе, выполнении взятых (возложенных) обязательств и только после этого внешняя инстанция признает, что данные обязательства выполнены, не выполнены или ненадлежащим образом выполнены. Приходится и в данном случае руководствоваться Бюджетным кодексом.

Утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета оформляется законом. Подготовка отчета – компетенция Минфина. В этой связи у распорядителей средств республиканского бюджета возникает обязанность предоставить Министерству финансов годовую бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, установленном центральным финансовым ведомством республики. Последнее готовит отчет и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом вносит на рассмотрение Правительства,  которое обязано в пятидневный срок направить проект закона в КГК для подготовки заключения об исполнении республиканского бюджета. Уместно отметить, что это, как правило, компетенция Счетной палаты. Одновременно проект закона представляется Главе государства для рассмотрения и последующего его внесения в Палату представителей. Это процессуальное действие должно быть осуществлено не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного года.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета не единственный документ, необходимый для рассмотрения отчета всеми перечисленными инстанциями. Его сопровождают материалы, содержащие сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета; о гарантия, предоставленных Правительством, о состоянии государственного долга; о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета.

Между сроками составления проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета, его предоставления в Правит-во, Президенту, Палате представи-телей есть еще один срок. Речь идет о том, что КГК обязан не позднее 15 мая года следующего за отчетным представить свое заключение, которое формируется не только исходя из анализа представленных Правительством материалов, но и с учетом результатов проверок, которые Комитет и его территориальные органы проводили в течение года. Этот документ представляется Главе гос-ва.

При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра или его представителя (министр финансов) и заключение КГК, при этом все участники руководствуются Конституцией, Бюджетным кодексом и регламентами палат Парламента РБ.

    

 

Понятие налогов, их функции и роль

Налог - часть имущества налогоплательщика, которая в денежной форме на основании актов представит. органов власти отчуждается налогоплательщиком на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

Функции:

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на всех юр. и физ. лиц, которые обязаны платить налоги. Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства гос-ва в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

распределительная (социальная) функция, выражающая сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции - с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды гос-во перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Устанавливая систему налогов с физ. лиц, гос-во осуществляет также перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим распределительную функцию довольно часто называют социальной.

Как активный элемент распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хоз. деят-ти с помощью регулирующей (стимулирующей) ф-ции. Ее практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов [налоговые льготы, налоговые вычеты, налоговые кредиты и др.].

Возникающая на практике конфликтность отношений между гос-вом и налогоплательщиками предопределила выделение дестимулирующей функции (подфункции) налога.

Благодаря контрольной ф-ции осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налоговых платежей и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законод-вом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: