Полномочия органов и агентов валютного

Контроля          

Валютный контроль, рассматривается как разновидность финансового контроля.

валютный контроль — это деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства РБ.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу РБ;

- предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Организационно-правовое обеспечение валютного контроля в РБ возлагается на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Система органов валютного контроля:

1).СовМин РБ, который определяет компетенцию республиканских органов гос. управления и иных гос. организаций, подчиненных Правительству РБ, областных (Минского городского) исполкомов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2).Нацбанк РБ, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции.

3).КГК РБ, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций. КГК осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных осуществлять контроль внешнеторговых операций.

4).Государственный таможенный комитет РБ, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу РБ валютных ценностей.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля вправе:

- проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и не резидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

- осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- получать при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

- приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ в случаях и порядке, установленных законодательными актами РБ;

К агентам валютного контроля в РБ относятся:

1). Республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчиненные Правительству РБ, областные (Минский городской) исполкомы, которые в пределах своей компетенции:

- осуществляют контроль за возвратом в РБ и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

- принимают меры по устранению подчиненными им юр. лицами, ИП выявленных нарушений валютного законодательства;

- представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юр. лиц, ИП;     

2).  Таможни, которые:

- производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров;

- контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

3.   Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

- осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операцияма;

- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

- выдавать кредит под залог недвижимости

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

- если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

- если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Нацбанка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

- если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями НПА Президента РБ и (или) НПА Нацбанка, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РБ;

- в иных случаях, установленных законодательными актами РБ и (или) НПА Нацбанка.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства РБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля в порядке и сроки.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: