Валютный контроль и ответственность за нарушения валютного законодательства

Валютный контроль – деят-ть органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспеч-е соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства РБ.

Основные направления валютного контроля:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законод-ву; - обеспеч-е контроля за перемещением иностр. валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу РБ; - предотвращ-е легализации доходов, полученных незаконным путём; - проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; - анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органы валютного контроля в РБ: - Совет Министров РБ; - Нацбанк РБ; - КГК РБ; - Государственный таможенный комитет РБ.

СовМин определяет компетенцию республиканских органов гос. управления и иных гос. организаций, подчиненных Правит-ву РБ, обл. (Минского городского) исполкомов по вопросам осуществления ими ф-ций агентов валютного контроля.

Нацбанк осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций. КГК на основании информации, полученной от иных органов валютн. контроля, а также агентов валютн. контроля, формирует базу данных по вопросам валютн. контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютн. контроля своих функций. Гос. таможенный комитет осуществляет организацию валютн. контроля за перемещ-ем резидентами и нерезидентами через таможенную границу РБ валютн. ценностей.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе: - проводить проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей; - осуществлять контроль за своевременностью предоставления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законод-ва; - получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; - приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях РБ; - применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валют нового законод-ва, в том числе взыскивать штрафы в случаях и порядке, установленных законод-вом; - осуществлять иные функции, предусмотренные законод=вом.

Координацию деят-ти органов валютного контроля, уполномоченных осуществлять контроль внешнеторговых операций, осущ. КГК РБ.

Агентами валютного контроля в РБ являются:

- банки и небанковские кредитно-финансовые организации (подотчетны Нацбанку); - республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчиненные Правительству РБ, областные (Минский городской) исполкомы (подотчетны Совету Министров РБ); - таможни (подотчетны Гос. таможенному комитету).

роль в осущ-и валютного контроля играют банки и небанковские кредитно-финансовые организации, поскольку участники валютных операций выступают их клиентами. Порядок осуществления такого контроля определяется законод-вом, НПА Нацбанка РБ. банки и небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять контроль за своевременностью предоставления отчетности по валютным операциям, их соответствием валютному законод-ву, получать необх. документацию по этим операциям, приостанавливать операции по счетам в случае ее не предоставления. банки обязаны в установленные сроки уведомить органы валютного контроля о валютных операциях, проводимых с наруш-ем валютного законод-ва.

Республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчиненные Правительству РБ, исполкомы (областные, Минский городской) осуществляют контроль за возвратом в РБ и использов-ем выручки от экспорта подведомственными им юр. лицами и ИП, принимают меры по устранению выявленных нарушений, предоставляют необх. информацию.

Поскольку валютные операции связаны и с перемещением валютных ценностей через таможенную границу РБ, таможни, производящие таможенное оформление товаров (экспортируемых и импортируемых), осуществляющие контроль за правильностью оформления документов и соблюд-ем валютного законод-тва участниками валютных операций, а также выполняющие иные функции, определенные законод-вом.

За наруш-е валютного законод-ва может наступать адм., угол. и финансовая отв-ть. В КоАП предусмотрены штрафные санкции за следующие правонарушения:

- за незаконное принятие ин. валюты в качестве платежн. средства – штраф в размере от 10 до 50 БВ.

- за скупку, продажу, обмен иностр. валюты, осуществляемые без спец. Разреш-я (лицензии) или гос. регистрации, а равно иное незаконное использов-е ценных бумаг и платежных документов в иностр. валюте – штраф в размере до 100 БВ с конфискацией предмета адм. правонарушения.

- за осуществление ИП, юр. или физ. лицом валютн. операции, связанной с движением капитала, без разреш-я Нацбанка РБ, когда в соотв-и с законод-вом требуется такое разреш-е, – штраф в размере от 10 до 100 БВ.

- за несвоевременную обязательную продажу иностр. валюты – штраф в размере от 10 до 40 БВ, а на ИП или юр. лицо – в размере до 1% от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств.

- за необоснованное занижение суммы валютн. средств, подлежащих обязательной продаже, – штраф в размере от 10 до 40 БВ, а на ИП или юр. лицо – в размере необоснованно заниженных валютных средств.

- за невозвращение из-за границы ИП или должностным лицом юр. лица валюты, подлежащей в соотв-и с законод-вом РБ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РБ, если в этих действиях нет состава преступл-я, – влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ.

К юр. лицам и ИП РБ применяются следующие экономич. санкции за:

- несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций - в размере до 2% не полученных в установленный срок денежн. средств за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежн. средств; - нецелевое использов-е валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за бел. рубли, - в размере до 100 % суммы средств, использованных не по целевому назначению; - несанкционированное использов-е иностр. валюты или ценных бумаг в иностр. валюте в расчетах между резидентами РБ - в размере до 100 % суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого); - несоблюд-е установленных законод-вом сроков использов-я валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке, - в размере 1 % суммы неиспользованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств; - нецелевое использов-е и (или) невозвращ- в установленный срок средств в иностр. валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы РБ, - до 10-кратной суммы этих средств; Применение экономич. санкций осущ-тся уполномоченными должностными лицами КГК и его территориальных органов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: