double arrow

Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оборудование: анкета, калькулятор.

Порядок выполнения работы

1. Предложить испытуемому 42 вопроса, характеризующих силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

2. Ответы оценить в баллах по следующей схеме:

Утвердительный ответ:

а) всегда – «+3» балла,

б) скорее да, чем нет – «+2» балла,

 в) да, иногда – «+1» балл;

Неопределенный ответ: не знаю, затрудняюсь ответить – «0» баллов;

Отрицательный ответ:

а) никогда – «–3» балла,

б) скорее нет, чем да – «–2» балла,

в) не совсем – «–1» балл.

 

Показатели силы нервной системы

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю также хорошо, как и в начале занятия.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же продуктивностью и активностью, что и в начале.

3. В период экзаменов и зачетов сохраняю высокую работоспособность до их окончания.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии и любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

6. Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.

7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной жизни.

9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачета и т.п.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10.  В случае неудачного ответа на экзаменах, получения неудовлетворительной оценки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11.  Порицание родителей, преподавателей, товарищей, плохая оценка, выговор, наказание оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12.  Безразличен к насмешкам, шуткам.

13.  Легко сосредотачиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры и т.п.).

14.  После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.

 

Показатели уравновешенности нервных процессов

15.  Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

16.  Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

17.  Накануне экзаменов, переезда, путешествия – поведение обычное.

18.  Хорошо сплю перед серьезными испытаниями – соревнованиями, экзаменами и т.п.

19.  Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.

20.  В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.

21.  Характерны вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

22.  Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.

23.  Легко храню в секрете неожиданную новость.

24.  Начатую работу всегда довожу до конца.

25.  Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, выполнению поручений.

26.  Настроение обычно ровное, спокойное.

27.  Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без резких спадов и подъемов.

28.  Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

 

Показатели подвижности нервных процессов

29. Стремлюсь начать выполнение всех учебных и общественных поручений.

30.  Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

31.  К выполнению задач приступаю сразу, не всегда обдумывая их.

32.  Легко изменяю привычки, навыки, легко их приобретаю.

33.  Быстро привыкаю к новым людям и новым условиям жизни.

34.  Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

35.  Быстро втягиваюсь в новую работу.

36.  Легко перехожу от одной работы к другой.

37.  Люблю, когда задания часто меняются.

38.  Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

39.  Легко переключаюсь с переживания неудач и неприятностей на деятельность.

40.  Чувства ярко проявляются в эмоциях, мимике и негативных реакциях (легко краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).

41.  Часто меняется настроение по любому поводу.

42.  Речь и движения быстрые.

 

    3. Ответы, выраженные в баллах, занести в таблицу 6.

    4. Сложить отдельно в каждой графе баллы со знаком «+» и отдельно – со знаком «–». Затем перевести их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл. На основании полученных данных сделать заключение о выраженности силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более – высокая, 49-25% – средняя, 24-0% – низкая.

Соответствующие границам цифры со знаком «+» характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком «–» – слабость, неуравновешенность и инертность.

5. Определить свой тип нервной системы и составить его характеристику.

Таблица 6

Показатели силы, уравновешенности и подвижности

нервных процессов

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Номер вопроса Оценка Номер вопроса Оценка Номер вопроса Оценка
1   15   29  
2   16   30  
3   17   31  
4   18   32  
5   19   33  
6   20   34  
7   21   35  
8   22   36  
9   23   37  
10   24   38  
11   25   39  
12   26   40  
13   27   41  
14   28   42  

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «+»

Сумма баллов со знаком «–»

Сумма баллов со знаком «–»

Сумма баллов со знаком «–»

Алгебраическая сумма баллов, %

Алгебраическая сумма баллов, %

Алгебраическая сумма баллов, %

 



Лабораторная работа №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: