Общественный строй Древнего Египта
Правовое положение различных категорий населения определялось делением на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).
Среди свободных выделяются слои привилегированного населения, чей статус зависел от следующих условий: древности рода; величины землевладения и занимаемой должности. Таким образом, господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Тем не менее, правовое положение данного слоя населения и его взаимоотношения с властью не всегда были «ровными». Например, если в период Древнего и Среднего царств светская (номовая) аристократия занимает независимое положение, сохраняя свои привилегии, то к периоду Нового царства ужесточение власти фараона приводит к принижению роли светской аристократии и возвышению жречества.
В целях контроля над населением был введен особый порядок полицейского надзора: всякий египтянин в установленное время должен был явиться к своему начальнику и указать, откуда он добывает свое пропитание; если он не мог этого сделать, его казнили. Этот закон был принят в правление Амазиса.
|
|
Существование государственной и общинной форм землевладения способствуют сохранению сельских общин, формируемых из лично свободных крестьян.
Изначально использовать труд рабов в общинном хозяйстве было невыгодно, да и в производстве основных материальных благ, по традиции, принимали участие свободные люди. Однако с течение времени значение рабского труда возрастает. Основными источниками рабства являлись захват в плен и кабальные договоры.
Источники права Древнего Египта
Древнейший источник права Египта - обычаи и традиции, в основном ими должны были руководствоваться судьи при решении дел. Существовапи и кодифицированные законы. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту: по преданию, при основании древнего государства он вручил жрецам 42 священные книги, из которых 12 определяли прерогативы царя и законы правления.
Большая законотворческая деятельность проводилась в царствование Рамзеса II (XII в. до н.э.). Наконец, в VIII в. до н.э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоящий из 8 книг - 40 свитков. По этим законамвпервые было запрещено долговое рабство, а крестьянам разрешалось продавать свои наделы. Большое место в кодексе отводится регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам. Кодексы эти содержались в архивах «6 палат» как величайшая святыня.
Имущественные отношения Древнего Египта
ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО
|
|
Долгое время в Египте договоры облекались в форму торжественной клятвы, произносимой перед жрецами и должностными лицами. Лишь при Бокхорисе появляются письменные акты. Договор купли-продажи получает значительное распространение с развитием товарно-денежного оборота. Договор купли-продажи земли или строений заключался с соблюдением значительных формальностей. Совершалось последовательно три акта: I) соглашение между покупателем и продавцом о предмете продажи с указанием на то, что платеж произведен полностью; 2) второй акт носил религиозный характер и был подтверждением договора клятвой, которую давал продавец; 3) ввод покупателя во владение землей, что происходило перед судом, и регистрация имени покупателя вместо имени продавца в поземельной книге. Право собственности переходило лишь с передачей вещи, т.е. вводом во владение землей.
Распространен был и договор займа: объектом его в Египте были как деньги, так и продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила до издания законов Бокхориса личность должника или кого-либо из его родных. Кредитор мог при неуплате долга в срок обратить в рабство должника или «заложенное лицо». Часто допускался залог мумий. Законами Бокхориса долговое рабство было отменено.
Встречались в Египте также договоры найма имущества: передачи имущества во временное возмездное пользование нанимателя. Имели место договоры товарищества, по которым участники объединяли свои средства для достижения общей материальной цели. Встречались договоры поклажи (хранения чужих вещей), хранение было бесплатным и поклажа реализовывалась как добровольная соседская сделка, поставленная под покровительство религии.
Семейное и наследственное право Древнего Египта
Семья в Египте характеризуется сохранением значительных пережитков матриархата. Широко распространены браки братьев и сестер между собой. Дети именовались не по отчеству, а по имени матери, сын матери и брат матери пользовались большим почетом среди родни. Женщина занимала в доме высокое положение («владычица дома»). Однако, начиная с 5-ой династии, женщина уже не признается равной мужу. Допускалось многоженство. У зажиточных египтян появились гаремы. Брак заключается посредством договора, причем женщины договариваются от своего имени. По брачному договору жена сохраняла свое собственное имущество, и муж обязывался платить ей определенные суммы на ее личные расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на имущество мужа. Совершенно свободным был в Египте развод. В случае развода жена обычно получала известную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества. Однако, когда развод происходил по настоянию мужа, все его имущество переходило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми: все дети наследовали поровну и дочери приравнивались к сыновьям. Египетскому праву известно было и завещание. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно раздела долей и относительно имущества, предназначенного пережившему супругу. Он мог также по завещанию установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязательства приносить жертвы богам после его смерти.