Источникиправа Древнего Вавилона

Древнейшим источником права был обы­чай, в том числе и судебный. Весьма рано появляется и другой источник права - закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных преце­дентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего прав­ления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе1. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государ­ства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения.

Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Пер­вой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял сла­бого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь оканчиваются обстоятельным заключени­ем. Всего памятник насчитывал 282 статьи2. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию иму­щественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст.ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме Сельскохо­зяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке.

Законы Хаммурапи в отличие от большинства восточных кодифика­ций не содержат религиозного и морализующего элементов. По своему на­значению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные пред­ставления о справедливости. Законы содержат пережитки родового строя, что выражается в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, при­менении ордалия.

Имущественные отношения в Древнем Вавилоне

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошло много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д.

а)Государственные земли принадлежали дворцу. Со временем, тра­диционной становится практика раздачи царско-храмовых земель (которые, по некоторым подсчетам, составляли до 30-40 % пашни): 1) в виде наделов (иногда с жителями, домом и инвентарем), предоставляемых царским людям первой категории как вознаграждение за службу; 2) и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну.

При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обраба­тывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве аренда­торов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники.

Имущество, предоставляемое воинам, называлось «ИЛКУ» и было изъято из оборота. На основании ст. 40 Кодекса Хаммурапи можно заклю­чить, что имущество, выделяемое другим должностным лицам не предпола­гало подобных ограничений: его можно было продавать, при условии, что покупатель принимает на себя несение необходимых повинностей.

б)Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распреде­лявшиеся между жителями данной местности - «соседями» во временное пользование по жребию.

в)Частная собственность на землю. Земля приобреталась без осо­бых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать.Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные зако­ном огромные штрафы.Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый призывал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он предавался смерти как клеветник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: