Древнейшим источником права был обычай, в том числе и судебный. Весьма рано появляется и другой источник права - закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных прецедентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе1. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения.
Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь оканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывал 282 статьи2. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст.ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме Сельскохозяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке.
Законы Хаммурапи в отличие от большинства восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элементов. По своему назначению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные представления о справедливости. Законы содержат пережитки родового строя, что выражается в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Имущественные отношения в Древнем Вавилоне
В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошло много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д.
а)Государственные земли принадлежали дворцу. Со временем, традиционной становится практика раздачи царско-храмовых земель (которые, по некоторым подсчетам, составляли до 30-40 % пашни): 1) в виде наделов (иногда с жителями, домом и инвентарем), предоставляемых царским людям первой категории как вознаграждение за службу; 2) и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну.
При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обрабатывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве арендаторов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники.
Имущество, предоставляемое воинам, называлось «ИЛКУ» и было изъято из оборота. На основании ст. 40 Кодекса Хаммурапи можно заключить, что имущество, выделяемое другим должностным лицам не предполагало подобных ограничений: его можно было продавать, при условии, что покупатель принимает на себя несение необходимых повинностей.
б)Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями данной местности - «соседями» во временное пользование по жребию.
в)Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать.Закон решительно защищал частную собственность: вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый призывал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он предавался смерти как клеветник.