Общественный строй Древнего Вавилона

Издревле складывается деление общества на две основные группы: свободных и несвободных (зависимых), которые, в свою очередь, дробились на соответствующие подгруппы в зависимости от наличия/ отсутствия связи с общиной, родом занятий, имущественным положением и проч. Первичную классификацию категорий населения можно представить сле­дующим образом:

СВОБОДНЫЕ

ЗАВИСИМЫЕ

Полноправ­ные общин­ники

царские люди

зависимые зем­ледельцы (г/руши)

рабы

  1-я катего­рия (авилум) полноправ­ные 2-я категория (мушкенум) неполноправ­ные их оганизовывали в рабочие группы для возделывания царско-храмовых земель(псевдола­тифундий) пленные, преступни­ки, рож­денные в рабстве за долги
  получали жалованье в виде «долж­ностных наделов» им выдавались неотчуждаемые обязательные наделы, за поль­зование которы­ми они выпла­чивали в казну долю урожая      

В целом, в судебнике Хаммурапи выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные (авилум), неполноправные (мушкенум) и рабы. Различия в их статусе наиболее наглядно представлены в положени­ях уголовно-правового характера. Так, за вред, причиненный мушкенуму, штраф был меньше, чем за вред, причиненный авилуму. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, в то время как за правона­рушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания.

Категории свободного населения. Слой полноправных общинников в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одина­ковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчерк­нуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе.

Возникает и весьма многочисленный слой неполноправных выход­цев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полно­правных общинников. И хотя между полноправными и неполноправными была существенная разница в социальном положении, имущественном цензеи образе жизни, общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людь­ми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе управления или при­частными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внима­ния и заботы со стороны правящих верхов. Мушкенумы, будучи царскими людьми второй категории, могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Они имели меньшую правоспособность не потому, что являлись более эксплуатируемым слоем населения, в этом смысле они, формально, приравнивались к полно­правными, а в административном плане, как утверждают источники') зачас­тую стояли выше авилумов. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что первые, чаще всего, не имели корней в общи­нах Вавилонии и в силу этого не могли считаться полноправными.

Заслуживает внимания и классификация свободного населения по профессиональному признаку.

Как отмечалось в разделе о государственном строе, в эпоху развития Вавилонии возникает и регламентируется многочисленный слой специали­стов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др.                                                    ,

Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Довольно высокое положение в обществе занимало и чиновничест­во, которое было наделено землей - земля могла переходить по наследству или обращаться в своего рода пенсию.

Низшие ступени профессиональной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики, врачи. Среди свобод­ных особо выделялись тамкары - самые денежные люди Вавилона. Они ве­дут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Что касается рабов, то многое в их судьбе и статусе их потомков, очевидно, зависело от случая.

Рабы (вардум) - составляли собственность хозяина. Их продают, да­рят, отдают взаймы, передают по наследству. Основными источниками раб­ства служили: плен; рождение от рабыни; продажа детей в рабство родите­лями;долг.Для обозначения рабского состояния на тело раба налагались осо­бые знаки, выжигаемые или вырезаемые по желанию владельца..По законам Вавилона, владелец раба не был ограничен в своих пра­вах над ним, и лишь отдельные категории рабов пользовались некоторой охраной. К ним можно отнести рабынь, имевших детей от своих господ - такие дети считались свободными. Патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав.Личные права: казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику дозво­лялось жениться на свободной и дети от такого брака считались свободны­ми. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст.176 ЗХ). Имущественные права: в Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки по поводу своего имущест­ва. Однако имущество рабов, которые не могли быть собственниками, нажи­валось с согласия господина и переходило к нему после смерти раба.Допускалось отпущение раба на волю (считалось «хорошим то­ном»), при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.. Срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: