Общественный строй древнееврейского государства

Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населе­ния производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В клас­сификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, в ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными счита­лись люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также по­томки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому' обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники,да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, по­лучали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры- колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все рели­гиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюде­ние 7 заповедей сыновей Ноя; повиноваться указам царя и Постановлениям правительства, не богохульствовать, не идолопоклонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кроваво­го» (сырого) мяса.

Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональ­ному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упо­минаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен - ко­лено Леви - после завоевания Ханаана и при создании государства, не участ­вовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить все свое время изучению Закона. Так проис­ходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним угото­вана работа «земная», другим - духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жре­цам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и разви­вавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудей­ского права. Тем не менее, в отличие от своих древнеримских «коллег», ко­гены обязаны были доносить суть Учения и его законов до народа, разъясняя Тору. Таким образом, можно говорить и о гласности иудейского права.

Несвободное население. Рабы у евреев были, преиму­щественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: судебный приго­вор (за преступления) и долги.

Рабство иноземца формально считалось вечным. Тем не менее, его по­ложение не было слишком тяжелым. Благодаря гуманному отношению евре­ев к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Более того, история не знает ни одного восстания рабов, подобного тем, что случались у греков и римлян. Пятикнижие дает основание полагать, что за рабом закреплялось право на защиту жизни и здоровья. Если хозяинубивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За при­чинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин ли­шался своих прав по отношению к данному рабу.

Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов- единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства. Такой раб освобождался на седьмой год, приобретая статус «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем в этом случае господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность осво­бождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольно­отпущенник возвращался в свой род к своей родовой собственности, полно­стью восстанавливая свое прежнее социальное положение. Кроме того, раб- еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался, на личном уровне, свободным человеком. Он, в частности, мог владеть личным имуще­ством и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: