Схема 1. Социальная ситуация

Например, объектом анализа может быть такая социальная ситуация как покупка товара. Ее общие границы определяются в процессе ответа на че­тыре вопроса: Кто покупает? Что покупает? Где покупает? Когда покупает?

В качестве социальной ситуации может рассматриваться внутренняя организация, жизнь предприятия, рынок. В принципе все, что угодно, любой процесс, ограниченный в пространстве и во времени.

Непростым является и выбор масштаба проекта. Здесь возможен це­лый ряд вариантов определения масштабов объекта:

- Сложное общество.

- Ряд сообществ.

- Одно сообщество.

- Ряд социальных институтов

- Один социальный институт.

- Множество социальных ситуаций.

- Одна социальная ситуация (Spradley 1980: 30).

Предмет исследования — эта та сторона социальной ситуации, кото­рая нас интересует в первую очередь. Все остальные стороны превраща­ются в факторы, контекст.

Социальная ситуация объемна. Общая картина — это задача описа­тельного наблюдения. Когда общая ситуация ясна, идет переход к фокуси­рованному, а затем и избирательному наблюдению. В ходе этого процесса в поле зрения исследователя остаются все четыре стороны ситуации, но их соотношение варьируется: одна сторона выступает в качестве предме­та, а остальные — в качестве факторов, влияющих на его состояние, раз­витие (Spradley). При переходе от описательного наблюдения к избира­тельному мы сдвигаемся от объекта к предмету, т. е. выбираем в объекте сторону, которая будет в фокусе нашего внимания.

Возможны несколько типов исследования, в основе классификации которых лежит характер предмета:

а) Всестороннее исследование (например, образа жизни).

б) Тематически ориентированное исследование (например, потребле­
ние продуктов питания).

27



(1) Место как предмет исследования


(2) Субъект как предмет исследования


Иной вариант объекта — социальный субъект (предприятие, социальная группа), имеющий множество сторон. Например, жизнь студентов как социальной общности не сводима ни к учебе, ни к покупкам. Предмет — это та сторона деятельности субъекта, которая выбирается для исследова­ния. Например, объект студенты университета X в 2004 г., предмет — потребление студентами пива.

28



(4) Время как предмет исследования










Методика

Одним из ключевых элементов программы и заявки на исследование является описание методов сбора и обработки информации, которые пред­полагается использовать. Это очень важный раздел как для исследова­тельской программы, так и для заявки, предоставляемой заказчику. Раз­ные методы предполагают разные затраты времени, денег. Поэтому общий план работы и финансовая смета довольно жестко обусловлены содержа­нием именно этого раздела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: