Программа начинается с постановки проблемы или исследовательского вопроса.
Проблема — это осознанное противоречия между имеющимся и необходимым состояниями. Проблема может иметь две разные стороны.
1) Противоречие в практике — между сложившейся ситуацией и осознанными потребностями (практическая проблема). Например, для выживания или развития предприятия ему необходимо наращивать сбыт продукции, но потребители почему-то не прониклись пониманием этой необходимости. Формулировка этой проблемы предполагает хорошее знакомство с практикой. В прикладных исследованиях оптимально, если проблему формулирует заказчик. Однако практики часто испытывают затруднения в переводе своих ощущаемых проблем на язык четких словесных формулировок. Поэтому нередко случается, что исследователю предлагается вариант известной сказки: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Порой исследователи преждевременно радуются такой свободе. Однако при сдаче отчета начинает выясняться, что принесенная информация заказчику не нужна, что он имел в виду нечто другое.
|
|
Именно с такой ситуацией мне пришлось как-то столкнуться при проведении исследования системы образования по заказу руководства республиканского парламента. Заказчик обозначил широкую тему, но сформулировать точную проблему не смог, предоставив это исполнителю. Я это сделал, но допустил ошибку, позволив заказчику ограничиться поверхностным просмотром программы. В результате при сдаче отчета обнаружилось, что заказчик имел в виду совершенно иную проблему. Потребовались усилия и время, чтобы провести дополнительное исследование и найти компромисс с заказчиком. Этого легко можно было избежать, если бы проблема формулировалась совместно с заказчиком даже при отсутствии у последнего желания этим заниматься и умения переводить смутные желания на язык четких формулировок.
21
В силу этого предельно четкая постановка практической проблемы совместными усилиями заказчика и исследователя, фиксация достигнутого взаимопонимания в исходном пункте программы — необходимое условие нормального окончания прикладного исследования и профилактики возможных недоразумений на финишном этапе.
2) Противоречие между имеющейся информацией и потребностью в ней (гносеологическая проблема).
Например, для решения проблемы необходимы технологии воздействия на потребителей, знание механизмов их поведения в данной ситуации или эмпирическая информация о структуре спроса, однако в науке этот вопрос не исследован, данный сегмент рынка не изучался или данные устарели. Формулирование этой проблемы предполагает предварительный обзор литературы, знание накопленной в результате других исследований информации.
|
|
Такая постановка проблемы характерна прежде всего для научных исследований, но нередко встречается и в прикладных.
Есть несколько путей движения к постановке гносеологической проблемы.
(а) Анализ имеющейся литературы по данной теме, отчетов о
ранее проведенных исследованиях, имеющихся банков данных.
Фактически для постановки такой проблемы необходимо самостоятель
ное предварительное исследования степени изученности темы. Его ито
гом может быть выявление «белых пятен», которые достойны того, что
бы их ликвидировать в процессе нового исследования. В прикладных
исследованиях нередко бывает достаточно анализа имеющейся на пред
приятии информации (какие исследования проводились прежде, какие
есть базы данных).
(б) Консультации с коллегами, занимающимися данной или близ
кой проблематикой. Они могут быстро ввести в курс дела. Поэтому
даже дальние командировки в другие научные учреждения, фирмы, для
участия в конференциях, несмотря на большие расходы, в конечном счете
могут привести к экономии за счет сокращения этой первой фазы иссле
дования и повышения его качества.
(в) Порученная или предложенная исследовательская проблема
(Страус и Корбин 2001: 29). В этом случае исследователь получает зада
ние или предложение от более опытного специалиста, который фактичес
ки берет на себя ту часть работы, которая требует больших знаний. Такой
вариант движения к постановке проблемы характерен для многих учеб
ных исследований, выполняемых студентами и аспирантами. Он широко
используется и в больших исследовательских коллективах (НИИ, фир
мах), где руководитель четко формулирует проблему, поручая исполните
лю провести исследование для ее решения.
Когда характер необходимой информации и ее источники определены, начинается Research Design.
22
Таким образом, выдвижение проблемы может иметь два источника: практическая и научная деятельность. В одних случаях имеются оба, в других — только один из них.
Исследование нового продукта «Кока-колы». В 1985 г. компания «Кока-Кола» приняла решение о начале производства нового продукта — «New Coke», который должен был сменить «Coca-Cola-Classic», выпускавшуюся уже 99 лет. В основе этого решения лежали результаты крупномасштабного исследования. В нем проблема была сформулирована примерно так: вкус — решающий фактор потребительского выбора между конкурирующими марками. Компания потратила 4 млн долларов на тестирование, в ходе которого 40 тыс. потребителей сравнивали классическую и новую «Кока-колу» с «Пепси-колой». Результаты показали, что при тесте продуктов с неизвестным брендом 55 % отдали предпочтение новой «Коке» в сравнении со старой и 52 % отдали ей предпочтение по сравнению с «Пепси». Но когда начался выпуск нового продукта, это вызвало возмущение довольно широких кругов потребителей, не желавших расстаться со старой маркой. Отсюда напрашивается вывод: проблема компании состояла не поиске нового вкуса, а в управлении брендом. Таким образом, неверно сформулированная проблема привела к тому, что хорошее исследование не помогло компании удержать свои позиции в конкуренции с «Пепси», а наоборот, стало обоснованием ошибочного решения (Parasuman 1991: 94-95).