Структура программы Постановка проблемы

Программа начинается с постановки проблемы или исследовательско­го вопроса.

Проблема — это осознанное противоречия между имеющимся и не­обходимым состояниями. Проблема может иметь две разные стороны.

1) Противоречие в практике — между сложившейся ситуацией и осоз­нанными потребностями (практическая проблема). Например, для выжи­вания или развития предприятия ему необходимо наращивать сбыт про­дукции, но потребители почему-то не прониклись пониманием этой необходимости. Формулировка этой проблемы предполагает хорошее зна­комство с практикой. В прикладных исследованиях оптимально, если про­блему формулирует заказчик. Однако практики часто испытывают зат­руднения в переводе своих ощущаемых проблем на язык четких словесных формулировок. Поэтому нередко случается, что исследователю предла­гается вариант известной сказки: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Порой исследователи преждевременно радуются такой свобо­де. Однако при сдаче отчета начинает выясняться, что принесенная инфор­мация заказчику не нужна, что он имел в виду нечто другое.

Именно с такой ситуацией мне пришлось как-то столкнуться при про­ведении исследования системы образования по заказу руководства рес­публиканского парламента. Заказчик обозначил широкую тему, но сфор­мулировать точную проблему не смог, предоставив это исполнителю. Я это сделал, но допустил ошибку, позволив заказчику ограничиться по­верхностным просмотром программы. В результате при сдаче отчета об­наружилось, что заказчик имел в виду совершенно иную проблему. По­требовались усилия и время, чтобы провести дополнительное исследование и найти компромисс с заказчиком. Этого легко можно было избежать, если бы проблема формулировалась совместно с заказчиком даже при отсутствии у последнего желания этим заниматься и умения переводить смутные желания на язык четких формулировок.

21


В силу этого предельно четкая постановка практической проблемы совместными усилиями заказчика и исследователя, фиксация достигну­того взаимопонимания в исходном пункте программы — необходимое условие нормального окончания прикладного исследования и профилак­тики возможных недоразумений на финишном этапе.

2) Противоречие между имеющейся информацией и потребностью в ней (гносеологическая проблема).

Например, для решения проблемы необходимы технологии воздействия на потребителей, знание механизмов их поведения в данной ситуации или эмпирическая информация о структуре спроса, однако в науке этот воп­рос не исследован, данный сегмент рынка не изучался или данные устаре­ли. Формулирование этой проблемы предполагает предварительный об­зор литературы, знание накопленной в результате других исследований информации.

Такая постановка проблемы характерна прежде всего для научных исследований, но нередко встречается и в прикладных.

Есть несколько путей движения к постановке гносеологической про­блемы.

(а) Анализ имеющейся литературы по данной теме, отчетов о
ранее проведенных исследованиях, имеющихся банков данных.
Фактически для постановки такой проблемы необходимо самостоятель­
ное предварительное исследования степени изученности темы. Его ито­
гом может быть выявление «белых пятен», которые достойны того, что­
бы их ликвидировать в процессе нового исследования. В прикладных
исследованиях нередко бывает достаточно анализа имеющейся на пред­
приятии информации (какие исследования проводились прежде, какие
есть базы данных).

(б) Консультации с коллегами, занимающимися данной или близ­
кой проблематикой.
Они могут быстро ввести в курс дела. Поэтому
даже дальние командировки в другие научные учреждения, фирмы, для
участия в конференциях, несмотря на большие расходы, в конечном счете
могут привести к экономии за счет сокращения этой первой фазы иссле­
дования и повышения его качества.

(в) Порученная или предложенная исследовательская проблема
(Страус и Корбин 2001: 29). В этом случае исследователь получает зада­
ние или предложение от более опытного специалиста, который фактичес­
ки берет на себя ту часть работы, которая требует больших знаний. Такой
вариант движения к постановке проблемы характерен для многих учеб­
ных исследований, выполняемых студентами и аспирантами. Он широко
используется и в больших исследовательских коллективах (НИИ, фир­
мах), где руководитель четко формулирует проблему, поручая исполните­
лю провести исследование для ее решения.

Когда характер необходимой информации и ее источники определены, начинается Research Design.

22


Таким образом, выдвижение проблемы может иметь два источника: практическая и научная деятельность. В одних случаях имеются оба, в других — только один из них.

Исследование нового продукта «Кока-колы». В 1985 г. компания «Кока-Кола» приняла решение о начале производства нового продукта — «New Coke», который должен был сменить «Coca-Cola-Classic», выпускавшуюся уже 99 лет. В основе этого решения лежали результаты крупномасштабного исследования. В нем проблема была сформулирована примерно так: вкус — решающий фактор потребительского выбора между конкурирующими мар­ками. Компания потратила 4 млн долларов на тестирование, в ходе которого 40 тыс. потребителей сравнивали классическую и новую «Кока-колу» с «Пеп­си-колой». Результаты показали, что при тесте продуктов с неизвестным брендом 55 % отдали предпочтение новой «Коке» в сравнении со старой и 52 % отдали ей предпочтение по сравнению с «Пепси». Но когда начался выпуск нового продукта, это вызвало возмущение довольно широких кру­гов потребителей, не желавших расстаться со старой маркой. Отсюда напра­шивается вывод: проблема компании состояла не поиске нового вкуса, а в управлении брендом. Таким образом, неверно сформулированная пробле­ма привела к тому, что хорошее исследование не помогло компании удержать свои позиции в конкуренции с «Пепси», а наоборот, стало обоснованием ошибочного решения (Parasuman 1991: 94-95).

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: