Из поставленной проблемы вытекает цель исследования. Характер проблемы определяет характер цели. Цель содержит определение основного результата, который надо получить для решения проблемы. Например, для продвижения на рынок товара X надо получить информацию о том, какие осознанные потребителями потребности и интересы он может удовлетворить.
Постановка цели предполагает учет специфики социологического знания и возможностей качественных методов. Инструментом познания в качественных исследованиях выступают индивиды и, как правило, довольно ограниченное их число, что отличает эти исследования от количественных. И тут есть риск сформулировать цель, жестко привязанную к конкретным индивидам, а их описание выдать за ее реализацию.
В социальных науках индивид выступает как носитель типического. «Акцент на типическом — принципиален для социологии» (Готлиб 2004: 97). И не только для социологии, а вероятно, для всех наук об обществе, исключая историю, где важную роль играют биографические исследования. Следовательно, на пути к этой цели исследователь пытается отделить социальное, типическое в изучаемом индивиде от уникального, неповторимого в нем, от проявлений его психических особенностей.
|
|
В качественном исследовании, опирающемся на феноменологическую традицию, «типическое — это типика смыслов, значений, кото-
23
рыми действующие субъекты наделяют жизненно важные вещи» (Готлиб 2004: 97).
Цель исследования может описываться в разных категориях. Чаще всего это описание, объяснение и предвидение.
Описание — это процесс отражения изучаемого предмета без проникновения в его суть и с акцентом на формы его проявления. В ходе описания центральным является вопрос «Как это выглядит?» или «Как это происходит?». Описание как цель характерно, прежде всего, для этнографического исследования. Однако описание — это не зеркальное отражение происходящего. Оно является упрощенной формой анализа. Описание может быть этнографическим. В этом случае его предметом является единичный объект, а результатом выступает модель существования единственного объекта. Но описание может быть и обобщающим. В этом случае несколько единичных описаний накладываются друг на друга, выделяются устойчивые повторяющиеся элементы, которые и составляют обобщающую модель.
Описание включает в себя следующие операции:
(а) перевод с языка зрительных образов и повседневной речи на язык
более четких, однозначно понимаемых категорий и понятий, говоря ина
че, обозначение фактов с помощью понятий;
(б) расчленение изучаемого объекта на составляющие его элементы;
|
|
(в) классификация наблюдаемых фактов (отбор одних данных, игно
рирование других, фокус на одних, вывод в тень других);
(г) сравнение отобранных фактов с целью выявления между ними от
ношений тождества или различия;
(д) группировка фактов путем объединения их в типы, группы;
(е) упорядочивание фактов во времени в форме череды событий.
Объяснение — это операция по выявлению причинно-следственных связей и зависимостей: «А порождает Б, а там, где встречается В, велика вероятность встречи и Г и т. д.». Объяснение — это наиболее распространенная цель социологических исследований.
Выделяются несколько видов объяснения (Иванов 2003: 55):
(а) причинное, или генетическое. Его цель — выяснение причин воз
никновения, существования и развития тех или иных явлений;
(б) функциональное, или следственное. Его целью является выясне
ние функции или следствия взаимодействия одного явления с другим;
(г) структурное. Его цель — выявление устойчивых связей, присущих
данному явлению;
(д) телеологическое. Его цель — раскрытие мотивов и целей субъекта
социального действия.
Предвидение — это операция, целью которой выступает выявление перспектив развития изучаемых социальных процессов.
Цели в количественном и качественном исследованиях принципиально различаются. В количественном исследовании цель состоит в получении выводов, которые распространяются на весь объект исследования.
24
Например, необходимо выяснить отношение к СМИ взрослого населения города X. В качественном исследовании целью является либо этнографическое (детальное, всестороннее) описание отдельных небольших объектов (организаций, групп, индивидов), либо выведение из эмпирического исследования теории, позволяющей понять изучаемое поведение. В последнем случае цель может быть сформулирована так: выведение из эмпирического анализа моделей поведения в ситуации У. При этом исследователь не может претендовать на то, что он опишет все возможные модели. Его выводы не могут распространяться на ту или иную группу. Он просто может констатировать: есть такая и такая модели поведения.
Задачи — это частные цели, которые необходимо достигнуть на пути к главной цели. Это пути движения к цели. По форме задачи исследования — часто крупные исследовательские вопросы. В целом они обычно делятся на два типа:
1. Как протекает изучаемый процесс?
2. Что влияет на его ход?
Например, при изучении поведения потребителей необходимо знать, во-первых, какие потребности и интересы в изучаемой области потребители уже осознали, во-вторых, как они их удовлетворяют в настоящий момент, в-третьих, насколько их удовлетворяет настоящее состояние, в-четвертых, как они отнесутся к новому варианту удовлетворения их потребностей, предлагаемому фирмой, в-пятых, как влияют на их поведение социализация, привычки, мода, реклама.
В количественном исследовании перечень вопросов строго определен и фиксирован, поскольку он развертывается в перечень вопросов для анкеты или формализованного интервью. В качественном исследовании перечень открыт и может продолжаться, корректироваться по ходу исследования.
Цель и задачи могут формулироваться в терминах этнографического описания и/или теории. Чем отличается теория от этнографического описания? Во-первых, теория оперирует категориями, которые появляются в результате группировки сходных данных и присвоения им понятийного (концептуального) ярлыка. В этнографическом описании могут использоваться развернутые образы, характеристики. Во-вторых, в теории понятия связываются с помощью формулирования взаимосвязей. В описании связь вылавливается из череды фактов (Страус и Корбин 2001: 26).
|
|
В зависимости от характера цели и задач исследования могут быть фундаментальными и прикладными. Фундаментальное исследование направлено на построение теории того или иного уровня, выработку модели существования изучаемого объекта.
Фундаментальные исследования делятся на два типа (Иванов 2003: 51):
- методолого-методические, где предметом является не объектив
ный социальный мир, а способ его изучения;
- объектные, где предметом выступают отдельные социальные явле
ния или социальная действительность в целом.
25
Движущим мотивом фундаментального исследования является научная любознательность. Исследователю интересно знать, что Это такое, как и почему Это существует. Как можно использовать в практике полученные результаты, он не знает, а часто и не может знать. Правда, правила научной игры, требования фондов часто акцентируют внимание на «практической значимости» работы, поэтому исследователь часто буквально вымучивает ответ на вопрос: как полученные результаты помогут изменить мир. В реальности он часто и не может, и не хочет менять этот мир. Ему просто интересно знать, как живет данный участок социальной реальности.
Прикладное исследование направлено на применение результатов фундаментальных исследований. Его продуктом являются рекомендации по улучшению состояния дел на изучаемом объекте. Чаще всего прикладное исследование опирается на чужие фундаментальные разработки, инструментарий которых подгоняется под конкретный объект.
Разновидностью прикладного исследования является исследование оценочное, направленное на выяснение эффективности тех или иных социальных технологий или оценку состояния изучаемого объекта с точки зрения интересов заказчика. Часто встречающейся формой оценочного исследования является мониторинг процесса.
Между фундаментальными и прикладными исследования существует граница, порожденная логикой разделения научного труда: одни познают механизмы, лежащие в основе изучаемой реальности, другие думают, как эти механизмы превратить в технологии. Эта логика проявляется во всех областях. Великие открытия физиков или химиков редко были связаны с осознанной перспективой их применения в производстве. В общественных науках всегда чувствовалось стремление доказать свою полезность с помощью привязки исследований к прикладным задачам. Однако этот путь часто чреват риском идеологизации, ведущей к утрате научной объективности. Благими научными целями нередко вымощена дорога к социальной или техногенной катастрофе.
|
|