Выдвижение цели и задач исследования

Из поставленной проблемы вытекает цель исследования. Характер проблемы определяет характер цели. Цель содержит определение основ­ного результата, который надо получить для решения проблемы. Напри­мер, для продвижения на рынок товара X надо получить информацию о том, какие осознанные потребителями потребности и интересы он может удовлетворить.

Постановка цели предполагает учет специфики социологического зна­ния и возможностей качественных методов. Инструментом познания в качественных исследованиях выступают индивиды и, как правило, до­вольно ограниченное их число, что отличает эти исследования от количе­ственных. И тут есть риск сформулировать цель, жестко привязанную к конкретным индивидам, а их описание выдать за ее реализацию.

В социальных науках индивид выступает как носитель типического. «Акцент на типическомпринципиален для социологии» (Готлиб 2004: 97). И не только для социологии, а вероятно, для всех наук об обществе, исключая историю, где важную роль играют биографические исследова­ния. Следовательно, на пути к этой цели исследователь пытается отделить социальное, типическое в изучаемом индивиде от уникального, неповто­римого в нем, от проявлений его психических особенностей.

В качественном исследовании, опирающемся на феноменологичес­кую традицию, «типическоеэто типика смыслов, значений, кото-

23


рыми действующие субъекты наделяют жизненно важные вещи» (Готлиб 2004: 97).

Цель исследования может описываться в разных категориях. Чаще всего это описание, объяснение и предвидение.

Описание — это процесс отражения изучаемого предмета без проник­новения в его суть и с акцентом на формы его проявления. В ходе описания центральным является вопрос «Как это выглядит?» или «Как это происхо­дит?». Описание как цель характерно, прежде всего, для этнографического исследования. Однако описание — это не зеркальное отражение происхо­дящего. Оно является упрощенной формой анализа. Описание может быть этнографическим. В этом случае его предметом является единичный объект, а результатом выступает модель существования единственного объекта. Но описание может быть и обобщающим. В этом случае несколько единичных описаний накладываются друг на друга, выделяются устойчивые повторя­ющиеся элементы, которые и составляют обобщающую модель.

Описание включает в себя следующие операции:

(а) перевод с языка зрительных образов и повседневной речи на язык
более четких, однозначно понимаемых категорий и понятий, говоря ина­
че, обозначение фактов с помощью понятий;

(б) расчленение изучаемого объекта на составляющие его элементы;

(в) классификация наблюдаемых фактов (отбор одних данных, игно­
рирование других, фокус на одних, вывод в тень других);

(г) сравнение отобранных фактов с целью выявления между ними от­
ношений тождества или различия;

(д) группировка фактов путем объединения их в типы, группы;

(е) упорядочивание фактов во времени в форме череды событий.

Объяснение — это операция по выявлению причинно-следственных связей и зависимостей: «А порождает Б, а там, где встречается В, велика вероятность встречи и Г и т. д.». Объяснение — это наиболее распростра­ненная цель социологических исследований.

Выделяются несколько видов объяснения (Иванов 2003: 55):

(а) причинное, или генетическое. Его цель — выяснение причин воз­
никновения, существования и развития тех или иных явлений;

(б) функциональное, или следственное. Его целью является выясне­
ние функции или следствия взаимодействия одного явления с другим;

(г) структурное. Его цель — выявление устойчивых связей, присущих
данному явлению;

(д) телеологическое. Его цель — раскрытие мотивов и целей субъекта
социального действия.

Предвидение — это операция, целью которой выступает выявление перспектив развития изучаемых социальных процессов.

Цели в количественном и качественном исследованиях принципиаль­но различаются. В количественном исследовании цель состоит в получе­нии выводов, которые распространяются на весь объект исследования.

24


Например, необходимо выяснить отношение к СМИ взрослого населе­ния города X. В качественном исследовании целью является либо этногра­фическое (детальное, всестороннее) описание отдельных небольших объек­тов (организаций, групп, индивидов), либо выведение из эмпирического исследования теории, позволяющей понять изучаемое поведение. В после­днем случае цель может быть сформулирована так: выведение из эмпири­ческого анализа моделей поведения в ситуации У. При этом исследователь не может претендовать на то, что он опишет все возможные модели. Его выводы не могут распространяться на ту или иную группу. Он просто может констатировать: есть такая и такая модели поведения.

Задачи — это частные цели, которые необходимо достигнуть на пути к главной цели. Это пути движения к цели. По форме задачи исследования — часто крупные исследовательские вопросы. В целом они обычно делятся на два типа:

1. Как протекает изучаемый процесс?

2. Что влияет на его ход?

Например, при изучении поведения потребителей необходимо знать, во-первых, какие потребности и интересы в изучаемой области потребите­ли уже осознали, во-вторых, как они их удовлетворяют в настоящий мо­мент, в-третьих, насколько их удовлетворяет настоящее состояние, в-чет­вертых, как они отнесутся к новому варианту удовлетворения их потребностей, предлагаемому фирмой, в-пятых, как влияют на их поведе­ние социализация, привычки, мода, реклама.











В количественном исследовании перечень вопросов строго определен и фиксирован, поскольку он развертывается в перечень вопросов для анкеты или формализованного интервью. В качественном исследовании перечень открыт и может продолжаться, корректироваться по ходу исследования.

Цель и задачи могут формулироваться в терминах этнографического описания и/или теории. Чем отличается теория от этнографического опи­сания? Во-первых, теория оперирует категориями, которые появляются в результате группировки сходных данных и присвоения им понятийного (концептуального) ярлыка. В этнографическом описании могут использо­ваться развернутые образы, характеристики. Во-вторых, в теории понятия связываются с помощью формулирования взаимосвязей. В описании связь вылавливается из череды фактов (Страус и Корбин 2001: 26).

В зависимости от характера цели и задач исследования могут быть фундаментальными и прикладными. Фундаментальное исследование направлено на построение теории того или иного уровня, выработку мо­дели существования изучаемого объекта.

Фундаментальные исследования делятся на два типа (Иванов 2003: 51):

- методолого-методические, где предметом является не объектив­
ный социальный мир, а способ его изучения;

- объектные, где предметом выступают отдельные социальные явле­
ния или социальная действительность в целом.

25


Движущим мотивом фундаментального исследования является науч­ная любознательность. Исследователю интересно знать, что Это такое, как и почему Это существует. Как можно использовать в практике получен­ные результаты, он не знает, а часто и не может знать. Правда, правила научной игры, требования фондов часто акцентируют внимание на «практи­ческой значимости» работы, поэтому исследователь часто буквально вы­мучивает ответ на вопрос: как полученные результаты помогут изменить мир. В реальности он часто и не может, и не хочет менять этот мир. Ему просто интересно знать, как живет данный участок социальной реальности.

Прикладное исследование направлено на применение результатов фундаментальных исследований. Его продуктом являются рекомендации по улучшению состояния дел на изучаемом объекте. Чаще всего при­кладное исследование опирается на чужие фундаментальные разработки, инструментарий которых подгоняется под конкретный объект.

Разновидностью прикладного исследования является исследование оценочное, направленное на выяснение эффективности тех или иных со­циальных технологий или оценку состояния изучаемого объекта с точки зрения интересов заказчика. Часто встречающейся формой оценочного исследования является мониторинг процесса.

Между фундаментальными и прикладными исследования существует граница, порожденная логикой разделения научного труда: одни познают механизмы, лежащие в основе изучаемой реальности, другие думают, как эти механизмы превратить в технологии. Эта логика проявляется во всех областях. Великие открытия физиков или химиков редко были свя­заны с осознанной перспективой их применения в производстве. В обще­ственных науках всегда чувствовалось стремление доказать свою полез­ность с помощью привязки исследований к прикладным задачам. Однако этот путь часто чреват риском идеологизации, ведущей к утрате научной объективности. Благими научными целями нередко вымощена дорога к социальной или техногенной катастрофе.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: