В социологии важно воображение. Без него исследователь обречен на слияние с толпой наблюдаемых им людей, которые, ознакомившись с результатами его труда, пожмут плечами и скажут: «Но это же козе понятно!».
Чарльз Райт Миллс (2001: 240) считал, что социологическое воображение «во многом заключается в способности переходить от одной перспективы к другого}.
Один из таких переходов — от уровня непосредственного взаимодействия к уровню социальных институтов и обратно. Социологическое воображение — это способность представить невидимые связи, ассоциации иблагодаря этому глубже понять изучаемый объект.
Например, ситуация лекции — это подходящий объект для социологии повседневности. В предмет такого исследования могут войти формы взаимодействия между студентами и преподавателем, между самими студентами, содержание и мотивация деятельности всех участников и т. д. Но понимание того, что происходит, предполагает необходимость вообразить те факторы, силы, отношения, которые совершенно не видны в аудитории, находятся далеко за ее пределами, но более или менее сильно влияют на то, что происходит здесь и сейчас. К ним могут относиться и ситуация на рынке труда, определяющая будущую востребованность получаемых в данный момент знаний, и место данной лекции в бюджете времени студентов (работают они или нет), и степень подготовки преподавателя к данной лекции (а это и планирование учебного процесса в вузе, и уровень оплаты труда, с которым связан объем работ), и наличие в стране реальной свободы слова, от которой зависит способность преподавателя откровенно говорить о злободневных проблемах общества.
|
|
Социологическое воображение проявляется и «в неожиданном сочетании идей» (Миллс 2001: 240). Толчок для размышлений о социокультурных процессах может прийти из естественных наук. Это не означает уравнивание природной и социальной реальностей. Речь идет о возможности размышлений по аналогии. Например, в центре данной работы находится концепция социокультурного поля, возникшая по аналогии с концепцией поля в физике. К размышлениям в науке могут подталкивать и бесчисленные наблюдаемые факты окружающей нас повседневной ре-
53
альности. Классический пример — Ньютон, увидевший падавшее яблоко, что подтолкнуло его к выведению закона земного притяжения.
Средством развития социологического воображения может выступать классификация накопленного материала (например, фактов, наблюдений, собранных в дневнике). «Типология, — по словам Ч.Р. Миллса (2001: 242), — позволяет охватить все пространство признаков и увидеть полную картину взаимоотношений между известными вам фактами. В социологии многомерная классификация играет ту же роль, что разбор предложения при изучении грамматики. Во многих отношениях многомерная классификация является грамматикой социологического воображения».
|
|
Социологическое воображение проявляется и развивается при рассмотрении полярных случаев, противоположных тем. «Если вы думаете об отчаянии, подумайте и о восторге. Изучая бедность, подумайте о расточительстве» (Миллс 2001: 242). Не всегда полярный случай доступен для наблюдения или имеется в виде набора кем-то уже собранных фактов. В этом случае Ч.Р. Миллс предлагает конструирование полярных типов, противостоящих друг другу по различным параметрам.
Воображение может стимулироваться «переворачиваем привычных сюэюетов с ног на голову Представьте: то, что вам кажется мизерным, стало огромным, и попытайтесь ответить на вопрос, какие различия породили бы такие превращения? То же самое молено проделать с гигантскими объектами» (Миллс 2001: 244). Если объект находится в исключительной ситуации, можно представить, что все люди находятся в ней. Что произойдет?
Сравнение исследовательских материалов — традиционный способ стимулирования мышления. Кто-то сказал: «Сравнивать — значит мыслить». Видя какое-то явление повседневной жизни, встречающееся ежедневно, можно задаться вопросом: «А в каких еще формах это явление встречается?» или «Какие еще явления встречаются в аналогичной ситуации?». Поиск материалов для сравнения может идти во времени и пространстве. Когда он идет во времени, мы сравниваем наблюдаемые факты с разными историческими материалами, задавая вопрос: «А как обстояло дело с этим явлением в иные эпохи?». Такое сравнение, как пишет Ч.Р. Миллс (2002: 244-245) «приводит иногда к анализу трендов или к типологии фаз развития». Когда поиск материалов для сравнения идет в географическом или социальном пространствах, мы сопоставляем то, что видим перед глазами, с тем, что видели в других странах, регионах, в иных социальных группах.
Для развития социологического воображения полезно взглянуть на изучаемый объект с разных точек зрения. «Вы, например, сами себя спрашиваете, как к такой-то проблеме подошел бы такой-то политолог, книгу которого вы недавно прочли, или такой-то психолог-экспериментатор, или такой-то историк? Вы строите предположения, исходя из различных точек зрения, тем самым превращая ум во вращающуюся
54
13MV улавливающую свет независимо от угла его падения. В этой -язи написание диалогов представляется очень полезным занятием» [Миллс 2001: 243).
Продолжением этого подхода может оыть т. н. эмпатическое упражне-ие* попытка взглянуть на ситуацию глазами изучаемого объекта. Это путь к пониманию логики, смысла его поведения.
Проблема социологического воображения хорошо интегрируется с драматургическим подходом к исследованию. Информанты играют с исследователем, приоткрывая ему только часть своей жизни, своего знания что-то утаивая, что-то слегка затеняя, что-то выпячивая. Редкий человек полностью и совершенно откровенно раскрывается перед незнакомцем. И тут требуется социологическое воображение, чтобы домыслить невидимое, услышать несказанное. В противном случае мы обречены на наивное воспроизведение тех форм, с помощью которых люди манипулируют впечатлениями о себе.
При изучении предприятий все исследователи сталкиваются с простой проблемой: руководители предпочитают говорить о своих успехах и о проблемах, причины которых вне их власти (рынок, климат, культура и т. д.)- Если ограничиться воспроизведением этой информации, то исследователь окажется в роли наивного профана.
55