Полевое исследование может анализироваться в рамках логики позднего символического интеракционизма, предложенной Ирвингом Гофманом, который отталкивался от мысли В. Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем — актеры». Разумеется, это художественное преувеличение. Весь мир слишком многогранен, чтобы его можно было описать с помощью одной метафоры. Однако в нем достаточно ситуаций, смысл которых лучше раскрывается через метафору театра, которую можно развивать в сторону ее превращения в категорию. Одна из таких ситуаций — полевое социальное исследование.
Оно может рассматриваться как театр, в котором разворачивается целая серия спектаклей. Однако одного драматургического подхода мало. Он должен быть дополнен концепцией социокультурного поля.
Разумеется, И. Гофман (2001), разрабатывая свой драматургический подход, меньше всего думал о его применении в качестве методологии социального исследования. Но он дал толчок размышлениям в этом направлении. Предлагаемый в данной работе вариант драматургического подхода — результат несомненного влияния Гофмана, но в своих существенных частностях он уходит дальше. Поэтому методологические рассуждения, предлагаемые здесь, скорее попадают в рубрику «по мотивам работ И. Гофмана».
|
|
В качестве объекта драматургического подхода могут выступать по крайней мере три существенно различающиеся реальности:
1) устойчивые, стандартные житейские ситуации;
2) ситуация полевого исследования;
3) материалы, собранные в полевом исследовании.
Ключевой категорий рассматриваемого подхода является «спектакль».
Что же такое спектакль? Это относительно устойчивая, логически завершенная, стандартная и потому предсказуемая ситуация непосредственного социального взаимодействия, обладающая свойствами социокультурного поля.
Спектакль — это одна из разновидностей социокультурного поля. Любой спектакль является полем, но далеко не каждое поле оказывается спектаклем. Категория поля описывает явления самых разных уровней — от семьи до общества в целом. Спектакль же — это поле непосредственного социального взаимодействия малой социальной общности.
Если ситуация определяется как спектакль, то это предполагает особую логику ее анализа. Поведение индивидов объясняется не столько их личными качествами, сколько характером спектакля и играемыми в нем ролями. Эти же люди, переходя в иной спектакль, будут играть совершенно иные роли (например, после спектакля «Семинар» актеры идут участвовать в спектакле «Вечеринка в ночном клубе»).
Спектаклями являются многие формы социального взаимодействия: семейный завтрак, университетская лекция, поездка в метро, празднова-
|
|
50
ние дня рождения, корпоративная вечеринка и т. д. Специфика ситуации спектакля состоит в том, что, зная, с какой ситуацией имеем дело, мы можем довольно точно предвидеть дальнейший ход событий и понимать логику поведения, вовлеченных в нее людей. И в этом нет ничего удивительного, т. к. мы распознали устойчивую, стандартную ситуацию, которая повторяется многократно с теми или иными вариантами. Определение ситуации как спектакля придает происходящим в ее рамках событиям особый смысл, предопределенный именно логикой спектакля. Актер действует часто полуавтоматически, проигрывая хорошо заученные слова и движения. Порою он даже не утруждает себя размышлениями по поводу рациональности и эффективности того, что делает.
Не является исключением и само исследование. Оно обычно состоит из устойчивых, относительно стандартных блоков взаимодействия исследователя с изучаемыми людьми. И эти блоки достаточно точно описываются с помощью метафоры спектакля.
Поле спектакля — это надындивидуальная реальность, порожденная непосредственно взаимодействующими индивидами. С одной стороны, эта реальность порождается самим фактом взаимодействия: возникает ситуация, необъяснимая характеристиками вовлеченных в нее людей. С другой стороны, спектакль ставится, развивается в контексте культуры общества, субкультуры социальной группы или специфической культурной программы данной совокупности людей (семьи, компании друзей и т. д.). Поэтому спектакль только частично определяется составом его участников. Сама же его логика предписана культурной программой. Отсюда стандартный характер спектакля, воспроизводимого с теми или иными вариантами в разных житейских театрах разными труппами актеров.
Логика драматургического анализа — это конкретизация логики исследования поля. Такой подход может осуществляться как серия шагов в процессе изучения как ситуаций изучаемой социальной реальности, так и самого исследования.
/. Название спектакля. Само по себе название говорит о многом и предотвращает недоразумения и погрешности в интерпретации ситуации. Например, спектакль «Семинар» по внешней форме может напоминать спектакль «Партийное собрание». И лишь название сразу вносит ясность. Определение участниками ситуации как «Интервью» нередко настраивает на формальный лад, на тщательный контроль над речью.
2. Определение жанра спектакля (трагедия, комедия, фарс и т. д.).
Ошибка в определении жанра означает, что фарс может быть проин
терпретирован как серьезная драма, что совершенно меняет смысл
происходящего.
3. Анализ декораций спектакля. Декорации без лишних вопро
сов подталкивают к верному определению названия спектакля, дают
дополнительную, невербальную информацию.
51
52
4. Анализ костюмов актеров. Костюм часто облегчает внешнюю
идентификацию и определение названия спектакля (человек в пиджа
ке и галстуке может быть участником спектакля «Баня» лишь при ус
ловии, что это комедия).
5. Анализ лежащей в основе спектакля пьесы (сценария). В ситу
ации исследования это будет вопросник, в ситуации праздника — ри
туал, на рабочем месте — должностные инструкции и т. д.
6. Анализ процесса отбора актеров и распределения между ними
ролей, В исследовании это отбор как интервьюеров, так и информан
тов, на предприятии — подбор персонала и т. д.
7. Анализ соотношения индивидуальности актеров и исполняе
мых ими ролей. Здесь в центре внимания стоит вопрос: играют участ
ники рассматриваемого спектакля роли, близкие или чуждые их инди
видуальности? Иначе говоря, играют они самих себя или совершенно
иных героев? Нередко информант находится под сильным влиянием сво
его идеального «Я»: он знает, каким он должен быть, он хочет быть
таким. Общение с незнакомым интервьюером, столь интересующимся
его жизнью и личностью, — это огромный соблазн сыграть героя, при
ближающегося к идеальному «Я». И тут возможен романтический спек
такль, в котором информант играет героя своей мечты. У наивного ин
тервьюера есть шанс принять жанр фэнтези за реальность.
|
|
8. Анализ режиссуры спектакля предполагает ответы на вопро
сы: Кто режиссер этого спектакля? Какое влияние он способен оказы
вать на игру актеров? Есть ли среди актеров звезды, способные проти
востоять режиссеру и навязывать ему свою волю?
9. Анализ искусности актеров в исполнении своих ролей. Чем
искуснее актер, тем меньше шансов, что сквозь скорлупу его роли
прорвется его подлинная личность.
10. Анализ поведения актеров на границе спектакля, а также в
различных ситуациях, подпадающих под определение «спектакль».
11. Анализ временных границ спектакля. Спектакль имеет начало и конец. За пределами этих границ либо нет игры вообще, либо разворачивается совершенно иной спектакль. Если исследователь не заметил временной границы, он обречен на ложное истолкование смысла происходящего.
12. Анализ его пространственных границ. Спектакль разворачивается на сцене, ограниченной и в физическом, и социальном пространстве. Логика спектакля действуют только в пределах этих границ. Актер за кулисами ведет себя совершенно иначе, чем на сцене.
13. Анализ зрительской аудитории спектакля и ее структуры. В центре внимания могут находиться вопросы: кто адресат? Кто случайные свидетели игры?
14. Взгляд на один и тот же спектакль разными глазами —
различных актеров и зрителей, сопоставление этих взглядов (исследовательская триангуляция). Иначе говоря, это выявление разных смысловых фреймов, используемых актерами.
Эта аналитическая матрица накладывается и на изучаемый процесс, и на саму ситуацию исследования. Использование данной матрицы позволяет снизить риск принять за чистую монету умелую игру информантов (явление, часто встречающееся в самых разных исследованиях).
|
|