В традиционной социологии индивид является единицей социального пространства, общества, группы. Это означает, что в ходе исследования его статусная позиция рассматривается как своего рода кожа, которую можно отделить от него только вместе с жизнью. Этот методологический подход четко прослеживается в доминирующей в наше время методике социальных исследований. В явной или скрытой форме предполагается, что в одном типе социального пространства индивид занимает одну позицию. В паспортичке анкеты спрашивается: ваша профессия, должность, место проживания. И на каждый вопрос дается один ответ. При изучении простой и статичной социальной структуры такой подход вполне приемлем, но не всегда объект столь прост.
Как-то я принял участие в чужом исследовании, построенном на классических методических принципах. По выборке надо было опросить руководителя организации. Беру формализованное интервью у директора научно-исследовательского института. И каждый ответ дает информацию, противоречащую ключевому вопросу о социальном положении и должности. Доход, структура проведения рабочего времени, стиль отдыха, уровень потребления и т. д. никак не стыкуются с его официальным статусом. И мне это понятно, поскольку он параллельно является учредителем фирмы и основной доход, судя по всему, идет оттуда, хотя официальное место работы и главная головная боль — данная организация. Однако параллельные статусы в инструментарии не предусмотрены. И пошла информация, которая формально достоверна, но фактически искажает реальность.
|
|
В сложных и подвижных обществах традиционный инструментарий, предполагающий приписывание человека в одном типе пространства к одной позиции, перестает работать. Кто в постсоветской России нормально выживает, занимая одно рабочее место? Какой безработный живет только на пособие, не занимая попутно места в теневой экономике? Часто респондента вынуждают подстроить свой социальный статус под сомнительную методику, спрашивая о рабочем месте, где лежит трудо-
46
вая книжка. Но это место может не быть для него главным с точки зрения и дохода, и образа жизни.
Индивид перемещается из поля в поле, суммируя свои статусы. В результате возникают уникальные комбинации. Если исходить из того, что единицей социального пространства является индивид, порою невозможно классифицировать эти причудливые комбинации («слесарь + таксист», «слесарь + садовод» и т. д.). Если же индивид и занимаемые им позиции, социокультурные поля — это разные предметы исследования, то проблема решается. Мы исследуем каждое поле как надындивидуальную реальность, а потом — характеристики индивидов, входящих в эти поля и приводящих их в движение.
|
|
Например, при проведении исследования частного предпринимательства я выделил два самостоятельных вопроса: 1) что представляет собой статус предпринимателя без образования юридического лица? (Анализ социокультурного поля предпринимательства этого типа); 2) каковы характеристики людей, оформляющихся в качестве частных предпринимателей? (Анализ индивидуально-личностных полей). Многие из тех, кто шли в предприниматели в середине 1990-е гг., параллельно занимали и иные статусные позиции, зарабатывали себе на жизнь в иных социокультурных полях.
47
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОЛЕВОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Фрейм-анализ. Феномен житейского спектакля. Исследовательская ситуация как спектакль. Матрица драматургического подхода к полевому исследованию. Социологическое воображение.
Фрейм-анализ
При анализе процессов социального взаимодействия порою полезен фрейм-анализ. Это понятие встречалось в литературе и до И. Гофмана, однако введение его в более или менее широкий оборот связано именно с его именем {«Определение ситуации осуществляется в соответствии с принципами организации, управляющими событиями, и нашей субъективной вовлеченностью в них». «Моя фраза "фрейм-анализ" является слоганом, относящимся к исследованию организации опыта в этих терминах» (Goffman 1986: 10-11). Frame — в переводе с английского «рамка».
Опираясь на логику, предложенную И. Гофманом, можно дать такое определение:
Фрейм-анализ — это определение ситуации в рамках смысловых ограничений, порожденных, во-первых, объективной структурой ситуации, во-вторых, ее определением со стороны участников.
И. Гофман использовал этот инструмент для анализа ситуаций непосредственного взаимодействия. Но он применим и в иных масштабах. Понять партийные собрания советской эпохи было невозможно без использования фреймов макроуровня, позволяющих определять конкретную ситуацию непосредственного взаимодействия в рамках смысловых ограничений, порождавшихся политической системой, феноменом светской религии, системой авторитарного контроля и т. д. Без учета этого фрейма исследователь, читающий стенограммы партийных собраний, может почувствовать себя читателем документов сумасшедшего дома. Это в полной мере применимо и к попыткам понять богослужения. Ключ к постижению сокрытого в них смысла — во фреймах церковной жизни и теологии.
Исследовательская ситуация порождает множественность фреймов. Одно и то же событие имеет разный смысл для его участников и изучающего его исследователя. Интервьюер и информант по-разному определяют ситуацию, имеющую общий для них каркас взаимодействия (вопросы -ответы). То, что для исследователя — серьезная работа, наполненная глубоким смыслом (если это не так, то он занялся не своим делом), для информанта может быть либо приятной, но бесполезной беседой, либо бессмысленной тратой времени для обсуждения того, что он и так прекрасно знает, что является «очевидным», «само собой разумеющимся». Вечеринка в ночном клубе имеет объективную структуру, проявляющуюся в формах взаимодействия ее участников. Но для исследователя это
48
объект наблюдения в рабочее время, прочие же участники пришли сюда просто отдыхать.
Сами активные участники события могут быть вовлечены в разные смысловые структуры, связанные с мотивами их вовлечения в происходящее. Для участников демонстрации она является формой выражения собственной позиции с целью давления на власти, способ обозначения своего присутствия в обществе, сплочения единомышленников. Для милиционеров это досадное недоразумение, вынуждающее их работать в такой хороший праздничный день. Для зевак — скопище странных людей, которым «делать нечего».
|
|
Разные смысловые рамки (фреймы) порождают и различные формы поведения в данной ситуации, различное отношение к ней. Как гласит теорема Томаса, «если люди определяют ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям». Поскольку разные участники ситуации стараются вести себя в ней в соответствии со своими собственными определениями, то ситуация приобретает надындивидуальный, объективный характер. Она, с одной стороны, конструируется людьми, а с другой — представляет собой органическую смесь разных стратегий поведения, разных определений. В результате возникает ситуация, авторство которой трудно определить. Ее нельзя считать результатом усилий коллективного автора, т. к. это имеет место только при наличии участников, объединенных общей мотивацией.
Данный вывод вполне относится и к любой исследовательской ситуации. Она всегда является результатом переговоров, согласования интересов, лимитов времени, стилей общения и т. д.
Анализ полевых материалов предполагает учет смысловых рамок, в пределах которых информанты интерпретировали изучаемые нами ситуации. В конечном итоге реальная ситуация выкристаллизовывается как синтез многочисленных ее интерпретаций. Без учета разнообразия фреймов жизнь изучаемых людей может показаться исследователю глупой, бессмысленной, что порождает соблазн смотреть на нее свысока. Эта ситуация типична для «колонизаторской» (в широком смысле этого слова) стратегии исследования. Как антрополог из метрополии смотрел часто свысока на «дикарей», так и взрослый исследователь нередко столь же высокомерно смотрит на бессмысленное, с его точки зрения, времяпрепровождение и символические практики молодежи, особенно принадлежащей к экзотическим субкультурам (например, панкам). Однако в реальности проблема не в «низкой» культуре исследуемых, а в неспособности исследователя усвоить фреймы, в рамках которых формируются смыслы изучаемой им ситуации.
|
|
Фрейм имеет два уровня. Во-первых, это стабильный каркас смыслов, предопределенный программой социокультурного поля и его языком. Во-вторых, это подвижный, порою сиюминутный фрейм, порожденный нетипичной ситуацией (например, интервью, фокус-группы или включенного наблюдения).
49