В деятельностно-конструктивистском подходе важное место занимает проблема места и роли индивида в формировании общества и его подсистем. В решении этой задачи может помочь категория индивидуально-личностного поля, ориентирующая исследователя на поиск механизмов связи индивида и общества. Через эту категорию мы можем подходить к изучению проблемы индивидуализации социальных процессов. Как в одних и тех же внешних условиях разные люди прокладывают разные биографические траектории? Как дети из одной семьи оказываются на разных этажах социальной иерархии? Почему равенство стартовых возможностей не гарантирует итогового равенства? Индивид конструирует свою биографию по собственному проекту, но опираясь на ресурсы, культурную программу и язык полей, в которые он включен. Если нас интересует проблема свободы и несвободы индивида в обществе, можно использовать данную категорию.
Индивидуально-личностное поле (ИЛП) — это механизмы интеграции индивида в окружающую общественную среду. Индивид не ограничен его телесностью. Он формирует вокруг себя надындивидуальную реальность, которая в той или иной мере воздействует на среду, окружающих людей. М. Вебер описывал частный вариант этого феномен, используя категорию харизмы. Очень часто говорят о «личном влиянии» того или иного человека. Индивидуально-личностное поле проявляется в феномене лидерства. Человек конструирует такие элементы социальной структуры, как семья, фирма, компания друзей, «тусовка», коллектив коллег.
|
|
В зависимости от темы исследования матрица анализа ИЛП может существенно корректироваться. В нее могут добавляться одни компоненты, убираться в силу неактуальности другие. Эти компоненты матрицы могут
41
укрупняться или дробиться с целью максимального приближения к особенностям объекта. Поэтому предлагаемая здесь матрица носит примерный характер.
1. Статусные позиции, занимаемые индивидом. С одной стороны,
это характеристика надындивидуального социального пространства. С
другой I в наборе позиций проявляется и индивидуальность: многие
или некоторые позиции выбираются осознанно. И внимание исследо
вателя концентрируется на процессе игры желаний и возможностей
индивида в области перемещения в социальном пространстве. Кем он
хотел стать? (Пространство желаний). Кем стал? (Пространство воз
можностей). Что повлияло на выбор? Судьба распоряжается людьми,
но они с разным успехом пытаются ее обхитрить или сконструировать
по своему усмотрению.
2. Социальные роли. Под социальной ролью здесь понимается выби
раемая индивидом модель доступного поведения в рамках занимаемых
им статусных позиций. Или, говоря иными словами, социальная
роль — это выбираемый индивидом способ реализации статусных воз
можностей и предписаний в пределах доступной номенклатуры. И в
центре исследователя оказываются вопросы о том, какие наборы ролей
были доступны, какие были выбраны и почему. Индивидуальное снова
выступает как форма реализации социальных возможностей.
|
|
3. Социальная самоидентификация. Это ответ нашего информанта
на вопрос, задаваемый самому себе: «Кто я такой (-ая)?» Самоиден
тификация не сводима к словесному определению. Это процесс конст
руирования идентичности, представляющий собой цепочку актов:
• Я - X... (словесная идентификация).
• X - это... (определение данной категории).
• Адаптация определения применительно к себе, редактирование опре
деления с учетом индивидуальности («Все считают, что X — это... Но я
не все в этом определении принимаю»). Итогом является индивидуаль
ная программа реализации социальной идентичности.
• Практики реализации программы: «Быть X — значит жить жизнью X».
Социальная самоидентификация разворачивается обычно в двух плоскостях:
а) приписывание себя к той или иной реальной социальной общно
сти (этнической, классовой, территориальной и т. д.);
б) приписывание себя к той или иной категории людей (красивым,
умным, успешным, старательным и т. д.).
Социальную самоидентификацию я обычно изучал с помощью теста «Кто ты?», применяемого в разных его вариантах (см. далее).
5. Внешняя идентификация. Мало назваться, надо, чтобы окружающие позволили перевести самоидентификацию в режим реальных социальных практик. Социальная идентификация — это процесс взаи-
42
модействия. Поэтому реализация идентификационной программы обусловлена ее принятием значимыми окружающими. Ребенок может считать себя взрослым, но родители быстро вернут его на место, очертив пределы его свободы. Поэтому реальная идентичность — это результат игры самоидентификации индивида и его внешних идентификаций. Последние навязывают индивиду логику поведения. Если человека окружающие определяют как вора, то каким бы ангелом он себя ни считал, как бы ни было необоснованно это клеймо, люди вокруг него будут держаться за карманы, избегать тесного общения, а милиционер при каждой краже будет подозревать именно его. Имя в данном случае — элемент внешней среды, но оно клеится на живого человека, обладающего телесностью. И во многих случаях исследователю важно знать, как окружающие определяют данного индивида. Частично он об этом скажет сам. А лучше узнать об этом от номинирующих других. Как они его называют, характеризуют? Почему? Как это влияет на их к нему отношение?
6. Эго-идеал — это представления информанта о том, каким он бы
был, если бы никто и ничто не стояли у него на пути. Эта категория
очерчивает горизонт личностных устремлений. К избранной точке на
горизонте информант, возможно, никогда и не придет, но в целом в
пространстве своих желаний он будет смотреть в ту сторону, что в той
или иной мере скажется на его поведении и в пространстве возможно
стей. В интервью я порою задаю вопрос «Если бы ничто Вас не огра
ничивало, как бы Вы жили? Кем бы Вы были?». С первого взгляда
эго-идеал кажется результатом свободного полета фантазии. Но при
смотревшись к нему внимательнее, мы увидим, что он лепится в зна
чительной мере из материала социокультурных полей, в которых нахо
дится информант. Эти поля насыщены надындивидуальными идеалами,
моделями, фантазиями, мифами.
В 1960-е гг. массовой мечтой советских мальчишек было стать космонавтом или, в крайнем случае, военным летчиком (как почти все космонавты). В постсоветской России такой идеал ушел на отдаленную периферию идеальной реальности социокультурного поля страны. Разными путями идеалы проникают в голову индивида, превращаясь в его личные мечты. В ряде случаев интересен анализ механизма усвоения индивидом личностных идеалов надындивидуальной реальности (роль семьи, школы, рекламы и т. д.).
|
|
7. Реальное «Я» — это представления индивида о себе «реальном».
Оценка может быть и относительно трезвой, и завышенной, и зани
женной. Представления о своих возможностях часто определяют вы
соту планки, которую ставит индивид для себя в жизни. Не может
высоко прыгнуть тот, кто считает себя инвалидом. И не важно, кем он
является на самом деле. Планка ставится исходя из самооценки. Здесь
происходит интеграция индивидуального и социального. Самооценка —
это индивидуальное, но оно формируется из материалов среды.
43
44
Если в семье все имеют высшее образование, то ребенок с детских лет верит в то, что «яблоко от яблони далеко не падает», что он так или иначе тоже способен получить высшее образование. Если же в семье никто такового образования не имел, если это деревенская школа, из которой никто даже не пытается поступить в вуз, то планка самооценки может быть занижена до предела. А эта планка во многом предопределяет и всю жизненную программу человека.
8. Зеркальное «Я» — это представления индивида о том, как он
смотрится в глазах окружающих. Здесь индивидуальное (представ
ление) и социальное (оценка окружающих) переплетаются в один клу
бок. Индивид часто смотрит на себя глазами других людей, что вли
яет на его самооценку и самоидентификацию. Феномен
самоотчуждения часто связан с представлением о том, что «люди
меня не любят (или ненавидят)». И не важно, как они в реальности
к данному человеку относятся. Если он думает так, то постарается
держаться подальше от враждебно настроенных людей, будет выис
кивать в их словах и жестах проявление негативного к себе отноше
ния. Нередко он начинает отвечать окружающим тем же, основыва
ясь на своем представлении, часто являющемся плодом воображения.
Заблуждение может превратиться в реальность. Этот феномен инте
ресен при изучении самых разных форм взаимодействия. Так, при
отсутствии тесных личных контактов иммигранты нередко конструи
руют негативное зеркальное «Я», описывая враждебное или просто
отрицательное отношение к себе местного большинства. Комплекс
ущемленного зеркального «Я» — болезнь, к которой склонны мно
гие национальные или субкультурные меньшинства. Через глубокие
интервью можно получить представление о зеркальном «Я» индиви
да и его группы. При изучении этничности российских немцев как в
России, так и в Германии я фокусировал интервью на этой проблеме:
«Как относятся к Вам местные русские (немцы)?».
|
|
9. Социальный потенциал индивида — это его способность под
ключиться к ресурсам своего поля. Можно жить в богатой стране и
быть бедным, проживать по соседству с университетом и оставаться
неграмотным. Этот элемент матрицы фокусирует внимание исследо
вателя на поиске причин индивидуализации жизненных траекторий в
субъективных факторах, открывающих или закрывающих доступ к ре
сурсам. К таким факторам могут быть отнесены такие личные характе
ристики, как коммуникабельность, раскованность, что тесно связано
с внутренним «Я», способность быть интересным и полезным для зна
чимых других и т. д. Этот элемент матрицы фокусирует внимание ис
следователя на поиске личных механизмов, блокирующих социаль
ное самоутверждение. Подобные механизмы на поверхности кажутся
сугубо индивидуальными, но если копнуть глубже, то мы часто видим
за ними особенности социализации индивида, высокую степень его
инаковости в своем поле («чужой среди своих») и т. д., что нередко предопределено характером социокультурного поля.
10. Культурный потенциал индивида — это степень освоения им культурной программы и языка своего поля. При исследовании жизни российских немцев в ФРГ я фокусировал интервью на проблеме владения немецким языком. Для иммигрантов знание местного языка часто является ключевым фактором успеха в адаптации. Без владения данным культурным ресурсом они обречены на безработицу или в лучшем случае на низкоквалифицированный труд. Однако культурный потенциал не сводим к языку. Он включает знание ценностей и норм своих полей, готовность и способность им следовать. При отсутствии этих элементов потенциала индивид часто оказывается объектом социального исключения: в мягкой форме это проявляется в минимизации общения с ним, в жесткой — в тюремном заключении (закон — одна из важнейших норм государственного поля).
11. Физический и психический потенциал индивида — это его природные возможности освоить ресурсы и программы своих полей. «Инвалид» — это тот, кто по состоянию здоровья неадекватен требованиям здешнего рынка труда. Когда мы говорим «инвалид», то внимание исследователя фокусируется на анализе не только физических или психических изъянов человека, но и условий внешней социальной среды. Потенциал — это характеристика адекватности индивида среде. Поэтому, изучая инвалидность, мы анализируем структуру существующих рабочих мест, условия труда, политику властей и менеджмента по приближению рабочих мест к возможностям инвалидов и т. д. Ключ к пониманию низкого статуса индивида нередко лежит в его ограниченных интеллектуальных способностях. И как бы ни было богато ресурсами его социокультурное поле, он просто не в состоянии этими возможностями воспользоваться. Этот потенциал также исследуется в двух направлениях: анализ индивида и его поля (семьи, местного рынка труда и т. д.). Выяснить природный потенциал индивида легче всего через наблюдение и глубокое интервью.
12. Габитус (П. Бурдъе) — это синтез индивида и его позиции. Если долго занимать одно место, то срастаешься с ним. Человек, который десятилетиями смотрел на мир с одной колокольни (рабочее место, городок, круг общения и т.д.), вырабатывает устойчивые схемы классификации явлений окружающего мира. Это, с одной стороны, взгляд данного индивида, а с другой — перспектива, открывающаяся именно с этого места. П. Бурдье определяет габитус как «свободные привычки». Это особенности психической организации данного человека, который полуавтоматически ест именно такую пищу, именно в это время встает и в то время ложится спать и т. д. Но такие привычки — результат многолетнего повторения форм поведения, навязанного статусом занимаемой позиции: режим работы, график отпусков, лимиты дохода, куль-
45
турные стандарты своего круга и т.д. Описать габитус можно, опираясь на глубокое интервью и наблюдение. Ни один из этих методов сам по себе не вскроет узел, образовавшийся в результате сращивания индивида с его позицией.
Таким образом, в каждом элементе индивидуально-личностного поля переплетаются индивидуальные характеристики со свойствами социокультурного поля, субъективное превращается в объективное и наоборот. Уловить в ходе эмпирического исследования эти хитросплетения часто очень сложно. Но если нам это сделать не удается, то трудно уйти от примитивизации и вульгаризации структурализма, превращающего индивида в щепку в процессах, формирующих социальную структуру.