Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают, Подметают молотком, Землю ножиком копают, Ну а пилят топором.
С. Чешева
Игра «Отгадай»
Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».
Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.
Игра «Назови ласково»
Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:
молоток — молоточек топор —...
ключ —... грабли —...
нож —... напёрсток —...
гайка —... игла —...
|
|
гвоздь —... метла —...
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.
Пила, напильник из металла — (какие?)... Лопата, линейка из дерева — (какие?)... Молоток, гвозди из железа — (какие?)... Лупа из стекла — (какая?)... Линейка, ведро из пластмассы — (какие?)...
Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инстру-ментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав" тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме.
_ И _А — пила И _ _ А — игла _ О _ — нож
И И — тиски
|
|
_ __
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки), расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».
Ход игры. Дети сидят полукругом па стульчиках. На столе раскладывается несколько инструментов. О каждом инструменте воспитатель загадывает загадку, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.
Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
Скручена, связана, На кол посажена, А по улице пляшет. (Метла)
Маленького роста я, Наклонилась над рекой —
Тонкая и острая. Уговор у них такой:
Носом путь себе ищу, Обменяет ей река
За собою хвост тащу. Окунька на червяка.
(Иголка с ниткой) (Удочка)
Кланяется, кланяется, Придёт домой — растянется.
(Топор)
Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает. (Пила)
Текст для пересказа
На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это. Он видит, что в доске скрыт столик на острых точёных ножках.
Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь.
По Э. Шиму
Вопросы:
Какая доска лежала на верстаке? Опишите её.
Что увидел в доске Алёша?
Как началась работа?
Почему Алёше было приятно?
ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЖАРКИХ СТРАН
Новая лексика
Существительные:
лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру, коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень, Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.
Глаголы:
охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться. (Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый.
Пальчиковая гимнастика
Крокодилу счёт дают. В этом счёте — десять блюд: Блюдо первое — суп с фрикадельками. На второе — картошка с сардельками. Третье блюдо — рыбный пирог. На четвёртое — сладкий творог. (Очень вкусное было четвёртое!) Пятым подана редька протёртая. На шестое он съел винегрет, На седьмое — с грибами омлет. На восьмое — салат из печёнки, На девятое — банку сгущёнки. На десятое — выпил компот. На компоте закончился счёт. — Уф-ф-ф! Крокодил проверил счёт, Посмотрел на свой живот... А потом вдруг как заплачет — Это он наелся, значит! А. Усачёв | (Выставляют вперёд ладони.) (Загибают все пальцы в ку лаки.) (Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое блюдо) название блюда.) (Облизывают губы.) (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Проводят тыльной стороной ладони по лбу.) (Сводят руки перед собой — «живот».) (Удивлённо пожимают плечами.) (Делают маховое движение правой рукой сверху вниз.) |