Исследование чувствительности (поверх, глубокой, слож)

Навыки по неврологии

 

1. Исследование поверхностных видов чувствительности: болевая чувствительность. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит легкие уколы в симметричных точках правой и левой половины тела пациента. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («остро» или «тупо»). После чего определяет уровень нарушения чувствительности и тип нарушения чувствительности: мононевритический, корешковый, полиневритический, проводниковый спинальный, проводниковый стволовой, корковый.

 

2. Исследование поверхностных видов чувствительности: температурной чувствительности. Студент использует две пробирки с горячей (температура воды 40-50о) и холодной водой (температура воды не выше 25о). Исследование проводят раздельно для тепловой и холодовой чувствительности. В симметричных точках правой и левой половины тела пациента наносит прикосновения пробирками с водой. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («холодное» или «горячее»).

 

3. Исследование глубоких видов чувствительности: тактильной чувствительности. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит кисточкой или ватой прикосновения в симметричных точках правой и левой половины тела пациента. При этом просит пациента сообщить о своем ощущении («чувствую» или «не чувствую»).

 

4. Исследование глубоких видов чувствительности: суставно-мышечного чувства. Положение пациента горизонтальное. Студент объясняет пациенту какие движения будет производить (вверх-вниз, кнаружи-кнутри), затем просит пациента закрыть глаза. После чего производит пассивные движения в суставах, начиная с концевых фаланг кистей и стоп, затем переходя к прокисмальным суставам. При этом просит пациента определить направление произодимого движения.   

 

5. Исследование глубоких видов чувствительности: чувство веса. На вытянутую руку пациента студент накладывает гири либо предметы разного веса. При этом оценивает способность пациента различить разницу веса предметов.

 

6. Исследование глубоких видов чувствительности: чувство давления. Студент надавливает пальцем в области исследуемой мышцы пациента. При этом оценивает способность пациента отличить прикосновение от давления и разницу между надавливанием разной силы.

 

7. Исследование сложных видов чувствительности: двумерно-пространственное чувство. Студент просит пациента закрыть глаза, затем тупым предметом на коже пациента рисует цифры, буквы или простые фигуры (треугольник, квадрат, круг). При этом просит пациента распознать фигуры с закрытыми глазами.

 

8. Исследование сложных видов чувствительности: стереогностическое чувство. Студент просит пациента закрыть глаза, затем дает ему в руки предмет и просит назвать предмет и охарактеризовать его качества (форму, плотность, мягкость).  

                           2.Исследование двигательной сферы

1. Исследование объема пассивных и активных движений конечностей. Студент просит пациента совершать активные движения конечностями (руки вперед, вверх, в стороны; в горизонтальном положении – ноги вверх, согнуть в коленных, тазобедренных суставах). При невозможности пациентом совершать активные движения, студент производит пассивные движения в суставах верхних и нижних конечностей. При этом оценивает степень подвижности и диапазон движений в конечностях.

 

2. Определение мышечного тонуса. Положение пациента – горизонтальное. Студент производит пассивные движения сгибания – разгибания в локтевом, лучезапястном, коленном, голеностопном суставах. При этом определяет изменение мышечного тонуса: повышенный – мышечный гипертонус (по типу «складного ножа» или по типу «зубчатого колеса») или сниженный – мышечная гипотония.

 

3. Исследование мышечной силы верхних конечностей. Проксимальные отделы: студент сгибает руку пациента в локтевом суставе, просит зафиксировать позу и удерживать ее в положении максимального сокращения. Затем пытается разогнуть руку пациента, при этом оценивает степень сопротивления. Дистальные отделы: студент дает в руки пациента свои пальцы или рукоятку неврологического молоточка и просит пациента удерживать кисти в положении максимального сгибания. Исследование мышечной силы нижних конечностей. Проксимальные отделы: студент сгибает ногу пациента в коленном суставе, просит зафиксировать позу и удерживать ее в положении максимального сокращения. Затем пытается разогнуть ногу пациента, при этом оценивает степень сопротивления. Дистальные отделы: студент подставляет свои руки под стопы пациента, при этом просит его с силой давить стопами на руки. Затем устанавливает свои руки на стопы пациента с тыльной стороны, при этом просит пациента тянуть стопы вверх («на себя»).

 

4. Исследование брюшных рефлексов. Положение пациента горизонтальное. Студент наносит штриховые раздражения на коже живота пациента параллельно реберным дугам (верхний брюшной рефлекс), в горизонтальном направлении в области пупка (средний брюшной рефлекс) и параллельно паховым складкам (нижний брюшной рефлекс). При этом определяет уровень замыкания дуги рефлекса: верхний – DVI-DVIII, средний – DIX-DX, нижний – DXI-DXII.

 

5. Исследование сухожильных рефлексов с верхних конечностей. Рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы плеча. Слегка согнутую руку в локтевом суставе пациента студент укладывает на свое предплечье, обхватывает локтевой сустав, располагая большой палец на сухожилие двуглавой мышцы. Затем наносит быстрый и короткий удар молоточком по большому пальцу своей руки. Оценивает при этом сокращение бицепса и степень сгибания руки пациента.

Рефлекс с сухожилия трехглавой мышцы плеча. Студент поддерживает полусогнутую руку пациента за область локтевого сустава и предплечья, стоя перед ним или поддерживает отведенное плечо пациента (предплечье свободно свисает вниз). Ударом молоточка наносит удары по сухожилии трехглавой мышцы на 1-1,5 см выше локтевого отростка локтевой кости (oleсranon). Оценивает степень рефлекторного разгибания руки в локтевом суставе.

Карпорадиальный рефлекс. Студент свободно размещает руку пациента на своей кисти так, чтобы рука была согнута в локтевом суставе, а предплечье находилось в положении, среднем между пронацией и супинацией. Наносит удары молоточком по шиловидному отростку лучевой кости.

 

6. Исследование сухожильных рефлексов с нижних конечностей. Коленный рефлекс. Положение пациента горизонтальное, ноги в полусогнутом состоянии, стопы соприкасаются с кушеткой. Студент поводит свои руки под колени пациента, поддерживая их наносит удары молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы бедра.

Ахиллов рефлекс. У лежащего на спине пациента студент обхватывает своей рукой стопу исследуемой ноги, сгибает ногу в тазобедренном и коленном суставе и одновременно разгибает стопу. Второй рукой наносит удары молоточком по ахиллову сухожилию. 

 

7. Определение наличия патологических рефлексов. Положение пациента – на спине.

Рефлекс Бабинского. Студент наносит штриховое раздражение наружного края стопы пациента. При этом отмечает разгибание большого пальца стопы.

Рефлекс Оппенгейма. Студент большим и указательным пальцами проводит по гребню большеберцовой кости пациента. При этом отмечает разгибание большого пальца стопы.

Рефлекс Гордона. Студент сжимает кистями икроножную мышцу пациента. Отмечает ответное разгибание большого пальца стопы.

Рефлекс Шеффера. Студент сдавливает пальцами ахиллово сухожилие пациента. Отмечает ответное разгибание большого пальца стопы.

Рефлекс Россолимо. Студент наносит подушечками своих пальцев быстрые отрывистые удары по подошвенной поверхности дистальных фаланг пальцев пациента. Отмечает ответное подошвенное сгибание пальцев стопы.

 

8. Определение характера пареза: центральный или периферический. Признаки центрального паралича: снижение мышечной силы, мышечный гипертонус, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов. Признаки периферического паралича: снижение мышечной силы, мышечная гипотония, гипо-, арефлексия, отсутствие патологических рефлексов, наличие мышечных гипо-, атрофий, изменения на электромиограмме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: